Круговорот врачей-вредителей в России

Источник
Куда и почему исчезли бывшие министры здравоохранения Ульяновской и Омской областей.
Текучка кадров и сомнительные операции с госзакупками – такими оказались подходы к работе Минздравов Ульяновской и Омской областей. За последние несколько лет руководители ведомств не раз оказывались в центре щекотливых ситуаций. Недавно вокруг обоих ведомств разразились очередные скандалы.

Омские функционеры от здравоохранения вот-вот могут стать фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий. Управление СК РФ по Омской области уже начало соответствующее расследование пока – в отношении неустановленных сотрудников министерства, в связи с незаконной выдачей лицензий сразу двум частным клиникам.

Речь идет о ООО «Клиника свобода» и ООО «Ангел». Первая контора получила от местного Минздрава лицензию на медицинскую деятельность в области наркологии, психиатрии и функциональной диагностики. Только вот по факту оказалось, что в клинике почти не было врачей: зачастую консультировали пациентов медсестры. Более того, как выяснили силовики, лицензию «Клиника свобода» получила, представив в Минздрав фальшивые договоры с медиками, которые на самом деле трудятся в других регионах. За жизни некоторых пациентов этого странного медучреждения пришлось бороться настоящим врачам в реанимациях омских городских больниц.

ООО «Ангел», согласно полученной лицензии, специализировалось на педиатрии, терапии и медицинской реабилитации. Но по факту договоры аренды на медицинское оборудование и медицинские изделия, заключенные с детской поликлиникой, оказались формальными. Никаких поставок «Ангелу» осуществлено так и не было.

Скандал с частными клиниками, сколько бы серьезным он ни оказался, вполне мог бы сойти за разовое недоразумение. Беда только в том, что все последние годы сменяющие друг друга руководители омского Минздрава постоянно оказываются замешаны в различных сомнительных историях.

Проштрафившиеся

В 2020 году в минздраве Омской области случилась шумная отставка Ирины Солдатовой. Чиновница успела проработать лишь несколько месяцев. Однако этого оказалось достаточно, чтобы она стала фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий, связанных с закупкой медоборудования по завышенным ценам. Сумма ущерба, по версии следствия, составила 105,1 млн рублей.

Кстати, именно при министре Солдатовой на всю страну гремел скандал, когда во время эпидемии ковида две бригады «скорой» вынуждены были доставить пациентов прямо к дверям министерства из-за нехватки мест в стационарах.

Несмотря на серьезность обвинений Ирина Солдатова сегодня, похоже, чувствует себя прекрасно. «По последним сведениям, она находится за пределами Российской Федерации – в районе Турции, ОАЭ, Северного Кипра. … В настоящее время уголовное дело приостановлено за розыском обвиняемой», — комментировали представители СУ СКР по Омской области в конце прошлого года.

Сменивший Ирину Солдатову в ноябре 2020 года Александр Мураховский также оказался не в ладах с законом. Сей факт, впрочем, не помешал чиновнику оставаться у руля регионального здравоохранения почти три года.

В 2021 году Мураховский стал фигурантом административного расследования о нарушении порядка расходования бюджетных средств на нацпроект «Здравоохранение». Подробностей дела прокуратура тогда не представила, однако, можно предположить, что в рамках нацпроекта суммы, скорее всего, фигурировали весьма значительные.

В 2022 году министр снова попался. В прокуратуре констатировали, что в регионе не выполнена работа сразу по нескольким федеральным проектам. В частности, не оснащен оборудованием онкологический диспансер, не введены в эксплуатацию томографы сразу в двух больницах. За этот проступок Александра Мураховского тогда оштрафовали лишь на 12 тысяч рублей.

Публичную известность министр получил после того, как посоветовал фельдшеру единственного в деревне Березянка Омского района фельдшерско-акушерского пункта пользоваться соседским санузлом. Совет был дан в ответ на жалобы медика о том, что в помещении ФАП нет ни воды, ни туалета. Кстати, фельдшер в итоге уволилась, ФАП закрыли, а жители деревни, по сути, остались без медицинской помощи.

На фоне подобных «успехов» в карьере весьма примечательно выглядит тот факт, что после того, как г-н Мураховский покинул должность главы регионального Минздрава, его назначили советником нового министра Артема Наркевича, вступившего в должность в ноябре 2023 года.

Новый назначенец продержался в кресле всего несколько месяцев и к работе, похоже, не приступал вовсе. В июне этого года он переехал в Москву – на должность директора одного из департаментов федерального Минздрава.

Каждому министру – по тендеру

Нехватка врачей и медоборудования, дефицит финансирования – ключевые проблемы здравоохранения в Ульяновской области. Только вот с их решением в региональном минздраве, похоже, не спешат.

На днях стало известно, что Министерство объявило тендер на создание стратегии развития. Победителю конкурса необходимо будет определить «направления и меры по совершенствованию системы организации оказания медицинской помощи населению», а также провели исследовательскую работу по анализу и разработке стратегии до 2036 года. Максимальная цена контракта – 15 млн рублей.

Интересно заметить, что инициатором этой кипучей деятельности явно стал новый назначенец на роль министра – Мария Шалягина, занявшая свою должность 9 июля этого года.

Всего же за последние 15 лет в регионе сменилось целых десять (!) министров. В среднем, стаж каждого из них на своем посту не превысил и полутора лет.

Зачем новому назначенцу внезапно понадобилась стратегия – загадка. Особенно, если учитывать, что предшественница Марии Шалягиной – Олеся Колотик-Каменева – не далее, как в марте этого года выступала на заседании регионального заксобрания с подробным отчетом о состоянии дел в региональном здравоохранении. Тогда, в частности, отмечалось, что укомплектованность клиник врачами составляет всего 50,2%, а коэффициент совместительства равняется 1,7. То есть практически чуть ли не каждый врач в регионе работает на двух работах. Кроме того, по данным прокуратуры, дефицит финансирования региональной системы здравоохранения в этом году составил 6 млрд рублей. Это средства, которых не хватает на покупку необходимого медоборудования и ремонт больниц и поликлиник.

Стоит ли при такой нехватке средств расходовать 15 млн на мутную стратегию развития на годы вперед, не очень понятно. Особенно учитывая, что частично дефицит средств вполне можно объяснить сомнительными гостендерами, которые проводит минздрав.

Летом 2022 года правоохранительные органы раскрыли схему намеренного завышения цен на гостендерах, при которой использовались подложные документы. Она, в частности, использовалась при закупке пульсоксиметров на 5,3 млн рублей. В надзорном органе выяснили, что к аукционной документации намеренно приложили коммерческое предложение от одной из компаний, на фоне которого цена победителя тендера оказалась выгодной. При этом закупка пульсоксиметров в итоге прошла по цене значительно превышавшую среднерыночную.

Подготовкой того тендера занимались чиновники, к тому времени уже успевшие уволиться из министерства. Среди них, в частности, замминистра Валерий Жоров, покинувший свой пост вместе с тогдашним главой ведомства Александром Гашковым в июле 2022 года. Кто удивится, если эти двое сейчас благополучно отдыхают на берегу теплого моря, вдали от неприятных вопросов со стороны следователей?

Никому ничего не надо?

Кадровая чехарда создает впечатление, что заниматься здравоохранением на местах всерьез сегодня особо никто и не намерен. Ведь описанные нами случаи в Омской и Ульяновской областях, к сожалению, отнюдь не уникальны. Недавно в СМИ прошла информация о возбуждении уголовного дела в отношении замначальника орловского депздрава. В Свердловской области, как пишет издание Vademecum работой местного Минздрава заинтересовалась прокуратура в связи с жалобами жителей на отсутствие поста скорой медицинской помощи. И конца подобным историям пока не видно.