Кредиторы Владимира Гусинского требуют в совокупности около 8 млрд руб. с ВГТРК и НТВ в рамках банкротства одной из компаний бизнесмена. Спор касается прав на сериалы «Ментовские войны» и «Тайны следствия». Сумма требований может быть рекордной для рынка, но, скорее всего, суд снизит ее, говорят юристы.
Кредиторы Владимира Гусинского обратились в Арбитражный суд Москвы с требованиями к ВГТРК и НТВ на общую сумму почти 8 млрд руб., сообщила Meduza и подтвердил “Ъ” представитель истца Тимур Асхадуллин. Требования заявлены в рамках дела о банкротстве одной из компаний медиагруппы господина Гусинского — ООО «Форвард-Фильм». Согласно материалам суда, оно было признано банкротом еще в мае 2018 года.
Теперь же кредиторы в рамках дела требуют взыскать с ВГТРК 657,6 млн руб., а с НТВ — $112,8 млн. Требования связаны с сериалами «Ментовские войны» и «Тайны следствия».
По мнению истцов, телекомпании незаконно вывели права на сериалы и платежи за их показы на швейцарскую фирму New Century Distribution, в результате чего «Форвард-Фильм», которая произвела эти сериалы, приняла на себя обязательства перед кредиторами и поставщиками, но не получила оплаты от НТВ и ВГТРК и осталась без прав на показ сериалов.
Среди кредиторов «Форвард-Фильм», согласно базе Арбитражного суда Москвы, числятся ООО «Студия “Панорама”» (ее ранее представлял господин Асхадуллин), Пробизнесбанк, ООО «Серебряный экран», East-West United Bank S.A. и др. Как говорится в дополнениях к иску конкурсного кредитора (есть у “Ъ”), инициатором новых требований стало ООО «Студия “Панорама”», помимо НТВ и ВГТРК соответчиками выступают ООО «Кинопроизводственный центр», New Century Distribution, АО «Домашний экран», ООО «Серебряный экран», а третьим лицом выступает министерство культуры. Помимо сделок по продаже сериалов «Ментовские войны» и «Тайны следствия» оспариваются договоры по нескольким сезонам «Улиц разбитых фонарей», «Степные волки», «Ментовская сага» и др. Арбитражный суд Москвы рассмотрит требования к НТВ и ВГТРК на заседании 13 декабря.
Как уточнил “Ъ” исполнительный директор студии «Панорама» Константин Марголис, требования к ВГТРК и НТВ были коллективными и среди кредиторов «нет разногласий» по их поводу. Крупнейшими кредиторами ООО «Форвард-Фильм», по его словам, являются Пробизнесбанк (управляется Агентством по страхованию вкладов) и East-West United Bank S.A. «Кредиторы приняли решение обязать телеканалы, которые заключали договоры с ненадлежащим продавцом, вернуть деньги производителю сериалов "Форвард-Фильм"»,— пояснил господин Марголис.
«Мы не комментируем иски до окончания судебных разбирательств и вынесения решения суда»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе ВГТРК. В пресс-службе НТВ на запрос пока не ответили. Конкурсный управляющий «Форвард-Фильм» Алексей Прудников пообещал предоставить комментарии позднее.
До 2017 года «Форвард-Фильм» была крупным игроком на рынке производства телесериалов, они выпускались для НТВ и «России 1» (входит в ВГТРК). Но с приходом новой команды на НТВ осенью 2015 года, когда канал вместо Владимира Кулистикова возглавил Алексей Земский, ориентиры канала изменились, а положение «Форвард-Фильм» и других компаний группы Владимира Гусинского ухудшилось. Серия банкротств компаний, аффилированных с господином Гусинским, началась в июне 2017 года, когда кинокомпании «Новый русский сериал» (владелец товарных знаков «Тайны следствия», «Менты», «Улицы разбитых фонарей», «Охота на Золушку» и др.), «Серебряный экран» и «Форвард-Фильм» инициировали банкротство друг друга на основе взаимных долгов по договорам о производстве сериалов. Собеседники “Ъ” тогда говорили, что все права на произведенную продукцию получила дочерняя структура New Century Distribution ООО «Кинопроизводственный центр», которая была создана в августе 2016 года, то есть незадолго до начала банкротств.
Общая сумма требований в размере 8 млрд руб. является беспрецедентной в судебной практике, связанной с сериалами и фильмами, уверен юрист Forward Legal Олег Шейкин.
Партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт также называет сумму иска «беспрецедентной в рамках российской судебной практики, связанной с передачей исключительных прав на показ аудиовизуальных произведений». Однако на практике оценить реальный размер ущерба, причиненного в связи с нарушениями интересов инвестора, достаточно сложно, поэтому суды, как правило, существенно, зачастую в разы, снижают размер требований, то есть даже в случае победы в споре кредиторам «Форвард-Фильм», «скорее всего, удастся вернуть в конкурсную массу куда менее значительную сумму», прогнозирует господин Иккерт.
«Шансы на удовлетворение иска зависят от того, смогут ли кредиторы “Форвард-Фильм” доказать, что передача прав на показ сериалов произошла в результате взаимосвязанной цепочки сделок, которые в этих обстоятельствах нужно воспринимать именно как единую сделку в ущерб кредиторам»,— считает Олег Шейкин.
Обычно получение права на трансляцию произведения не сопровождается отчуждением исключительных прав у его производителя, «поэтому не совсем понятно, на каких основаниях кинокомпании вообще могли передать права на сериалы в швейцарскую фирму», добавляет Павел Иккерт.
При этом, судя по всему, сделки имели место достаточно давно и установленные законом сроки на сегодняшний день могут быть уже пропущены, что оставляет истцу мало шансов на защиту своих интересов, заключает он.