После того как Федеральная налоговая служба привлекла к финансовой ответственности бизнесмена Вениамина Грабара, которого считают совладельцем активов алкогольной группы "Ладога", взыскание может быть обращено на его личное имущество. Арбитраж в октябре арестовал банковские счета предпринимателя и запретил продажу другой собственности: двух квартир на Васильевском острове и долей в уставных капиталах АО "ХК "Ладога" и ООО "Т. Р. Фуд".
Обеспечительные меры суд наложил на бизнесмена в рамках банкротства ОАО "Промышленная группа "Ладога" (занималось производством алкоголя). По версии ФНС, компания с помощью фирм–однодневок искажала бухгалтерскую отчетность, чтобы снизить налоговые выплаты. Формально Грабар не владеет этой компанией, но налоговой удалось доказать в Верховном суде обратное.
В протоколе собрания кредиторов от 2015 года общий объем их требований к ПГ "Ладога" оценивается в 2,97 млрд рублей. Сумму основного долга к компании ФНС России оценила в 965 млн рублей (без учета пени и штрафов).
"Из материалов процесса известно, что сам Вениамин Грабар не оспаривал исполнение им руководящих функций в компании. Но вместе с тем он утверждал, что его должностные обязанности не отвечали критериям контролирующего лица", — говорит юрист фирмы "Борениус" Артем Берлин.
Трендсеттер рынка
Привлечение к субсидиарной ответственности непрямого бенефициара — определенный сигнал бизнесу в целом. Участники рынка поделились мнениями о Вениамине Грабаре с "ДП" на условиях анонимности.
Один из них охарактеризовал бизнесмена как руководителя, который на протяжении более 20 лет шел в ногу со временем. "Он, как сейчас сказали бы, — трендсеттер. Первым сделал водку в футлярах–яйцах под Фаберже, алюминиевую небьющуюся бутылку. Мы между собой крутили пальцем у виска — а ведь все это предвосхитило время и стало успешным. Это тем более необычно, если вспомнить, что Грабар вообще–то выпускник Военно–космической академии", — делится воспоминаниями предприниматель.
В начале 2000–х в Петербурге и Ленобласти работали производители крепкого спиртного "Веда", "Ливиз", коньячный завод "Арарат". "Где они? Их нет, остались "Русский стандарт" и "Ладога", — говорит собеседник "ДП". И отмечает: "Схема была слишком очевидной, что непохоже на дотошного Грабара. Возможно, он просто недоглядел".
Алкоактивы
В 2013 году, в преддверии банкротства, "Ладога" выпускала около 100 наименований продукции, включая водки "Царская" и "Зверь", и, по собственным оценкам, входила в число крупнейших заводов в России. По данным СМИ, акционерам также принадлежал чешский завод Fruko Schulz, две винодельни в Испании, французский коньячный дом Roullet. В последнем опубликованном годовом отчете компании (за 2013 год) эти активы не упоминаются. Но их продукцию в Петербурге продает "Ладога Дистрибьюшен" (ЛД), в которой Вениамин Грабар занимает пост президента. В пресс–службе компании "ДП" сообщили, что он "не является владельцем каких–либо предприятий, кроме ООО "Т. Р. Фуд", которое не имеет никакого отношения к алкогольной отрасли и занимается только ресторанным бизнесом".
Производство алкоголя в России ПГ "Ладога" остановила несколько лет назад. Но выпуском водки "Царская" и других ее напитков занялось ООО "Группа Ладога", оно также развивает в городе сеть винотек "Монополь". По данным системы "Фокус.Контур", конечные бенефициары компании — британская компания "Лайтинг Эсоушиэйтс Лимитед" (99%) и бывший генеральный директор ПГ "Ладога" и экс–вице–губернатор Петербурга Александр Полукеев (1%).
В подобных судебных делах основная проблема — отсутствие у контролирующих лиц имущества, достаточного для погашения требований по субсидиарной ответственности, говорит Евгений Гурченко, советник АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". По его оценке, "чаще всего это связано с тем, что бенефициары заранее предпринимают действия по выводу принадлежащих им активов". В реальности с ответчиков удается взыскать не более 5% от присужденных сумм субсидиарной ответственности, а при попытках продажи требований на торгах удается получить лишь 0,2% от номинала, отмечает Гурченко.
Сам Вениамин Грабар "не считает, что есть основания опасаться обращения взыскания ФНС на личные активы", передал он через пресс–службу ЛД. "Сумма требований ФНС в реестре кредиторов ОАО "ПГ "Ладога" составляет всего около 600 млн рублей, и еще неизвестно, какую часть от этой суммы суд присудит к возмещению именно господином Грабаром, ведь сумма субсидиарной ответственности будет оспариваться в судах", — передает пресс–служба. Там также уточнили, что "господин Грабар — не единственное лицо, которое привлечено к субсидиарной ответственности, а значит, его часть выплат будет еще меньше".