Красная тапочка

Источник
В российском бомонде только и разговоров, что о фигурантке дела "Оборонсервиса" Евгении Васильевой. Именно о ней, а не о деле.
О предполагаемом мошенничестве на 3 миллиарда уже почти никто и не вспоминает. Зато все знают, что за время домашнего ареста экс-чиновница Минобороны "почти сформировалась как художник", ее стихи – пронзительный "дневник молодой женщины", не говоря уж о музыке. Творческая биография обвиняемой развивается гораздо быстрее, чем ее уголовное дело. Ее изучила "Фонтанка".

Во вторник, 14 октября, движение "Офицеры России" потребовало перевести Евгению Васильеву, обвиняемую в мошенничестве в особо крупных размерах и легализации преступно нажитых средств, из-под домашнего ареста в СИЗО. Как сообщила пресса, глава организации написал об этом в Следственный комитет. Офицеров России оскорбило, что "чиновница, обвиняемая в хищениях и аферах, нанесших государству ущерб на огромную сумму", не просто отбывает арест в своей роскошной квартире, но еще "при этом фактически ведет светский образ жизни".

"Прикольно!!", – лайкнула новость в Фейсбуке сама Васильева. И привела ссылку на новость об офицерах России.

Письмо офицеров появилось после ее клипа про алые "тапки Сердюкова", ставшего знаменитым (как и прежние образцы ее творчества) в первые минуты после публикации в Сети. Музыка и слова Евгении Васильевой, но их можно и не слушать. Достаточно смотреть. Исполняет автор.

По просьбе "Фонтанки" творчество Евгении Васильевой оценил музыкальный критик Артемий Троицкий.

Евгения Васильева ничуть не хуже, чем 99 процентов наших попсовых певиц, – считает он. – А с точки зрения внешности – так и лучше большинства. Женщина она яркая, фигуристая. Вокальные данные – на среднем уровне нашей попсы. Что касается ее авторских способностей, так я не вижу принципиальной разницы между способностями ее – и большинства наших эстрадных композиторов. Все они пишут музыку приблизительно одинаковую.

Только Васильева, в отличие от наших именитых композеров, не претворяется композитором и не претендует на то, что создает нетленку. А так – что послушать песню про тапки, что послушать песню про маленькие часики.

Журналист и писатель Игорь Дудинский, которого почему-то называют (по его словам – безосновательно) инициатором "пиар-кампании" Васильевой, уверен, что песня станет шлягером на все времена.

– Основа клипа, песня, получилась на редкость прилипчивой, въедающейся в подсознание, таким и должен быть настоящий шлягер, – со знанием дела говорит он. – Можно не сомневаться, что клип войдет в репертуар многих известных исполнителей!.. А если серьезно, то люди, у которых клип вызвал возмущение, напрочь лишены чувства юмора

Песня о трех миллиардах

Клипа ждали давно. Васильева анонсировала его на своей странице в Фейсбуке. В минувшее воскресенье она почти свела с ума поклонников, которые не могут забыть предыдущих "Ни за что" и "Останься". Она написала: "Песня про тапки Сердюкова! Шок! Премьера на следующей неделе!!! Стихи мои, песня моя, съемки в квартире на Молочном!". На фото, помещенном ниже, пышнотелая, туго затянутая в корсет и черные колготки, с белокурой прядью, небрежно упавшей на глубокое декольте, Васильева должна была сразить наповал всех офицеров России. Всех до единого, включая офицеров будущих, потенциальных и тех, кто в запасе. Но нашлась, оказывается, целая офицерская организация, которую не проведешь даже на такой пышной мякине. И, словно издеваясь, Васильева перепостила новость о расстроенных офицерах России еще раз.

"После моей песни Сердюков просто обязан на мне жениться!)))", – написала она, когда клип набрал больше полумиллиона просмотров на Youtube.

Среди сотен "лайков" под репликами Васильевой в Фейсбуке есть отклики политолога Станислава Белковского.

– Мне симпатичен ее подход к жизни, – не стал он скрывать от "Фонтанки".

– Я не знаком с нею, мне трудно оценивать ее лично, но мне симпатично, что она, находясь под домашним арестом, не сдается, а активно манифестирует себя как творческого человека.

Многие, надо сказать, не знакомы Евгенией Васильевой лично. С сегодняшней. Даже, может быть, те, кто лично знал ее до ареста в конце 2012 года. Раньше ее, выпускницу юрфака СПбГУ (красный диплом), с 2001 года шагавшую по карьерной лестнице широко и твердо, характеризовали как "железную леди". И под статьи УК РФ, которые ей вменяются, обычно не попадают кисейные барышни и страдающие блондинки.

Напомним, что следствие инкриминирует бывшей главе департамента имущества Минобороны Евгении Васильевой 12 эпизодов, связанных с мошенничеством в особо крупных размерах, легализацией преступно нажитых средств, превышением должностных полномочий и злоупотреблением ими. В частности, по данным следствия, должностные лица Минобороны, в первую очередь – Васильева, выбирали в имущественном комплексе ведомства самые ценные объекты, вкладывали в них бюджетные деньги, а потом продавали их подконтрольным фирмам по заниженным ценам. Эти цены, по версии следствия, назначала подконтрольная тем же лицам экспертная компания. В общей сложности, считает следствие, Васильева причинила ущерб государству на 3 миллиарда рублей. Это вам не тапки алые.

Дело и тело

Судя по результатам, которые сегодня могут оценить все пользователи Сети, уголовное дело и заточение сказались на Евгении Васильевой самым позитивным образом. За год домашнего ареста из "железной леди" она вдруг превратилась в ту самую страдающую блондинку. Разбросала волосы, похудела, не утратив при этом сексапильных форм. Переоделась и начала информировать общество о своих личных переживаниях. В отличие от Навального с его жалкими 27 миллионами предполагаемого ущерба частной фирме, Евгения Васильева пользоваться Интернетом может.

О Евгении Васильевой как о натуре творческой стало известно после первого же обыска e нее дома. Поначалу завистники повторяли, что у Васильевой 13 комнат, что изъяли драгоценностей на миллионы долларов, что дома обнаружены полотна Айвазовского, Репина и Шишкина из Культурного центра Минобороны. Но очень скоро читатели газет и телезрители уже могли перечислить только художества самой Васильевой.

В декабре 2012 года, оказавшись под домашним арестом, она потребовала повара, уборщицу и шоппинг. Так потребовала, чтобы об этом узнало как можно больше народу. Потом объявила, что желает под арестом проживать вместе с бывшим министром обороны. Через год наружу начала рваться ее творческая натура. Чем дальше продвигалось уголовное дело – тем больше рвалась.

В марте 2013 года вместо изъятых украшений Васильева получила электронный браслет на ногу, а в апреле Следственный комитет сообщил, что к 11 эпизодам в деле может прибавиться двенадцатый. Тогда же Васильева объявила, что готовит к публикации поэтический сборник. После этого все, кто знал слово "Оборонсервис", уже не обсуждали, кто все-таки приложился к трем миллиардам – сам Сердюков или его любимая подчиненная. Они цитировали любовную лирику, просочившуюся в Сеть: "Разожми свою челюсть клыкастую, // Безоружная я, безопасная". "Ты за что меня пнул, пусть слегка, сапогом? // Или я не твоя и не твой это дом?". Что там за двенадцатый эпизод, а что в предыдущих одиннадцати – какая ерунда в сравнении с любовной лирикой такой невероятной поэтической силы.

В ноябре 2013 года СК объявил, что расследование завершено, но передать дело в суд невозможно, потому что "Васильева затягивает ознакомление с материалами". Вскоре выяснилось, что в неволе у Васильевой раскрылся еще один талант: она начала писать картины. Сразу стало совсем неинтересно – что там, в материалах дела, с которыми художник не хочет знакомиться. Гораздо интереснее было, что на картинах.

К концу марта 2014 года Евгения Васильева написала уже около ста картин. И 2 апреля адвокат пригласил журналистов на персональную выставку. С этого момента пресса, конечно, куда больше писала о художественной манере Васильевой, чем о решении Таганского суда Москвы, которым тот, так совпало, именно 2 апреля приговорил бывшую подчиненную новоиспеченной художницы к четырем годам колонии. Выставка "Цветы из неволи" открылась через две недели, 14 апреля, и произвела фурор. Живописную манеру Васильевой обсуждали до мая.

Тем временем обвиняемая все-таки должна была закончить знакомиться с делом, чтобы следствие могло направить его в суд. Можно представить, как все это было некстати для творческой (как выяснилось) личности: 14 мая открылась ее вторая выставка – "Жизнь за стеклом". Потом пресса разбирала на цитаты интервью журналу "Tatler", в котором белокурая красавица с чувственным ртом, сидящая за шахматной доской, рассказала "о романе с министром Сердюковым".

Конечно, 27 мая, когда официальный представитель СК сообщил, что предварительное следствие по делу в отношении Евгении Васильевой завершено, это мало кого интересовало. "Жизнь за стеклом" на следующий день торжественно закрывалась, но как раз подоспела новая веха в творческой биографии Евгении Васильевой: 28 мая у нее вышел поэтический сборник "Васильковые песни Жени Васильевой". Газеты публиковали не слова представителя СК Маркина, а выдержки из томика любовной лирики: "Но проплыву я белой птицей // И в алый дом свой не зайду. // Горячий он, как солнце вспышка, // Как пламя знамени в войну".

А через три дня подоспела песня. Уголовное дело приближалось к суду, а Евгения Васильева не давала поклонникам расслабиться: их ждал клип "Ни за что". Адвокат проанонсировал его в начале июня, премьера была назначена на 20 число. За день до этого певице вручили копию обвинительного заключения.

Предварительное слушание по делу состоялось 1 июля. В этот день Евгения Васильева сообщила, что написала портрет Ксении Собчак. С сочетанием этих двух имен не мог конкурировать никакой суд. Поэтому 10 июля почитатели таланта художницы даже не думали, какое из событий выбрать: открытие выставки "Страсти по Евгении" – или начало рассмотрения дела по существу, которое, вот совпадение, случилось в тот же день.

Суд идет, а Евгения Васильева продолжает держать поклонников в напряжении. В августе она пополнила галерею портретами Барака Обамы, Дмитрия Пескова (пресс-секретаря президента) и Сергея Зверева (стилиста). С последним она, как пообещал адвокат, еще споет. В сентябре на суд зрителей она представила портреты прокурора Крыма Натальи Поклонской и Владимира Евтушенкова, чья судьба ей, судя по всему, так близка, что впору передавать накопленный опыт. Жаль, что не у всех такой богатый творческой арсенал, какой продемонстрировала Васильева в клипе про тапки.

Писатель и журналист Игорь Дудинский выражает искреннее восхищение всеми гранями таланта Евгении Васильевой. Именно ему принадлежат слова о ней как о "сформировавшемся художнике".

– В процессе творчества она выработала и установила для себя некий эстетический контекст, в котором выглядит более чем органично, – объясняет он. – Чтобы судить и оценивать ее произведения, нужно для начала понять этот ее контекст – проникнуть в ее ауру, космос, в котором она живет, творит и чувствует себя как дома. Если духовный опыт богат, человек обращает взгляд внутрь себя и думает, где искать спасение. Евгения нашла свое спасение в творчестве.

Но – увы: в том, что всплески творческой активности Евгении Васильевой удивительно совпадают с продвижением в уголовном деле, злопыхатели могут увидеть тактику защиты. И зря – считает адвокат Юрий Новолодский. Зря выбрана такая тактика, если она действительно выбрана.

– Какое значение открытие выставки может иметь для уголовного дела? – удивляется он. – Адвокатов, которые препятствуют правосудию, у нас огромное количество. Но эти выставки и клипы, конечно, правосудию не препятствуют! А если эта женщина считает, что она приобретет всероссийскую узнаваемость, то не приобретет. Люди у нас живут небогато, и реакция у приземленного российского человека будет такая: она, такая-сякая, еще и стихи пишет!

Музыкальный критик Артемий Троицкий видит в творчестве Евгении Васильевой только попытку "развлечь себя".

– Женщина она, судя по всему, общительная и активная, – рассуждает он. – Молодая. Неглупая. Естественно, ей очень скучно под домашним арестом, под ограничениями и так далее. Полагаю, что она просто развлекается таким образом.

Станислав Белковский тоже не находит здесь попытки повлиять на ситуацию с уголовным делом.

– Никакого политического значения это не имеет, воздействовать на решение суда тоже не может, общественное мнение оценит это по-разному, – полагает он. – Это делается для собственной психологической разгрузки, разрядки. И для того, чтобы отвлечь свое собственное внимание от домашнего ареста, судебного процесса и тюремной перспективы.
Персоны Компании
Главу СК просят поместить Евгению Васильеву в следственный изолятор
«Офицеры России» недовольны «безнравственным» поведением ключевой фигурантки дела «Оборонсервиса».
Прокуратура оставила дивиденды «Системе»
Следственный комитет потребовал подключить его к иску Генпрокуратуры и взыскать с «Системы» все выплаченные «Башнефтью» дивиденды. Арбитраж отказал.
Сергей Пугачев назвал российских бизнесменов «крепостными» Путина
Основатель обанкротившегося Межпромбанка и бывший сенатор Сергей Пугачев, заочно арестованный в России, в интервью британской газете Financial Times заявил, что экономика России преобразована в феодальную систему, а бизнесмены владеют своими активами только номинально, в действительности являясь «крепостными» президента страны Владимира Путина.
Леса, проданные Сердюковым за 1 млрд рублей, вернули государству
Московская военная прокуратура добилась расторжения сделки с земельными участками Минобороны в Подмосковье
Tatler как зеркало жизни путинской элиты
Читать о жизни детей чиновников полезнее, чем изучать декларации о доходах.
Топ-менеджеры «Системы» «нажились» на акциях?
У Центробанка появились претензии к топ-менеджерам и членам совета директоров АФК «Система».
Обзор Рукомпромат 29 сентября - 5 октября: неделя ошибок
Минувшая неделя прошла под знаком ошибок: промахнулся топ-менеджер «Газпрома» Виктор Селин, ненароком разгласив корпоративную тайну – за что и был уволен.
"Рахимов запретил посадку самолета АФК "Система"
Урал Рахимов сначала планировал продать предприятия башкирского ТЭК не АФК "Система" Владимира Евтушенкова, а швейцарским компаниям Vitol Group и Glencore International AG.
Генпрокуратура проверит связи АФК «Система» с налоговиками
Депутат Госдумы просит правоохранительные органы выяснить роль сотрудников МИФНС № 1 в сделке по продаже «Башнефти».
Сечин: «Роснефть» никогда не собиралась покупать «Башнефть» из-за скелетов в шкафу
Госкомпания не рассматривала возможность приобрести «Башнефть» и не стоит за уголовным делом Евтушенкова, заявил Сечин; он также объяснил, почему нельзя сравнивать это дело и дело ЮКОСа.
Возвращение тяжеловеса: как Михаил Лесин управляет медиарынком
Четыре года нынешний глава «Газпром-Медиа Холдинга» Михаил Лесин был не у дел. Сохранил ли он неформальный статус рулевого российских медиа?
Обзор 22-28 сентября: время закатывать банки
Тест на герметичность – не для российских банков. Что ни день, публику ошарашивают  все новыми подробностями: то из «Евротраста» утекло 3,5 миллиарда рублей, то из «Первого республиканского» - полтора. А по «молдавской схеме» с помощью 21 банка пределы России и вовсе покинули почти 700 миллиардов.
Алекперов последует за Евтушенковым?
После ареста хозяина холдинга АФК «Система» Владимира Евтушенкова государство может предъявить свои претензии и к основному акционеру «Лукойла» Вагиту Алекперову.
Владимиру Евтушенкову запросили рабочий арест
Московский городской суд передоверил решение этого вопроса Басманному.
Суд оставил Владимира Евтушенкова под домашним арестом
Владельцу АФК «Система» не разрешили ходить на работу и пользоваться средствами связи до 16 ноября.
Расследование: Как владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков оказался под следствием
Помещенный под домашний арест Владимир Евтушенков помог легализовать похищенную у государства «Башнефть», считает следствие.
За свободу главы АФК «Система» предложен рекордный залог в 300 млн
Следователи против изменения меры пресечения для Владимира Евтушенкова.
Обзор Рукомпромат 15-21 сентября: круговорот олигархов в неволе
Прошедшая неделя еще раз доказала, что любые процессы в России носят не поступательный, а циклический характер.