Красноярский электровагоноремонтный завод (КрЭВРЗ) – один из старейших в Сибири. Он работает почти в центре города с населением свыше миллиона человек. У завода есть крупная котельная, которая морально и технически устарела. Краевое минприроды давно пытается ее закрыть, но не может договориться с собственником. Ситуацию усугубляет то, что владелец имеет сомнительную репутацию и скрывается за границей. Ему удается через суд сохранять определенный контроль над предприятием. Однако чиновники нашли радикальный способ остановить завод при необходимости.
Свидетель эпохи
КрЭВРЗ был основан в 1898 году. С 2003 года по 2012-й он находился в составе ОАО «Российские железные дороги», затем его продали новосибирской группе компаний «Афина Паллада». Для чего это было сделано, так и осталось загадкой. В России существует всего два таких предприятия, но второе – Московский локомотиворемонтный завод – может обслуживать только электропоезда постоянного тока, и его мощности распространяются только на московский узел. КрЭВРЗ способен охватить практически всю Россию, поскольку имеет дело с поездами и постоянного, и переменного тока. Тем не менее предприятие вывели за контур РЖД. С тех пор оно постоянно балансирует на грани закрытия.
«Афина Паллада» несколько лет назад обанкротилась. КрЭВРЗ вошел в конкурсную массу и был выставлен на торги. В Красноярске этот шаг приветствовали, поскольку появилась надежда найти профильного, адекватного владельца. Но прошлой осенью Арбитражный суд Новосибирской области запретил продажу завода.
Обеспечительные меры были приняты по иску семьи Гайка Магакеляна – владельца обанкроченного АО СК «Афина Паллада». Сам предприниматель скрывается за рубежом.
Его юристы считают, что конкурсный управляющий выставил 67 процентов акций КрЭВРЗ по заниженной минимум на 311 млн рублей цене. Торги в декабре 2023 года намеревалось провести ООО «Правовое бюро». В компании «Октагону» сообщили, что теперь торги приостановлены. Других подробностей нет.
Всюду клин
По неофициальной информации источников «Октагона», предприятием интересовались такие структуры, как РЖД и «Ростех». На нового инвестора рассчитывают и в краевом правительстве.
«Предприятие во многом уникальное, но давно нуждается в инвестициях. Соответственно, приход собственника должен дать новый импульс развитию производства, а уже детали нужно будет обсуждать, когда этот собственник появится», – заявлял ранее губернатор Михаил Котюков.
Тем не менее, в этом году перед краевым правительством встал выбор: поддержка предприятия или общественное мнение. Выбор пал на последний вариант.
Красноярск – один из самых грязных промышленных городов России. В последние годы в нем все чаще и чаще вводится режим так называемого «черного неба», или, если говорить официально, неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Он устанавливается в безветренную погоду, когда над красноярской котловиной повисает плотный слой смога. Всем крупным предприятиям в период НМУ предписывается снижать выбросы. Планы и графики согласовываются с краевым правительством.
В отношении КрЭВРЗ этот план отменили. На практике это означает, что при объявлении в Красноярске режима НМУ завод не имеет права работать.
«Впервые в истории министерства отменен план по снижению выбросов крупному предприятию. Такой практики по стране мы не нашли. Мы начинаем отзыв уже действующих планов по снижению выбросов в период НМУ для предприятий, где проверка выявила нарушения и подтвердила неэффективность утвержденных мероприятий. КрЭВРЗ работает в центре города, и на него часто жалуются красноярцы. Таких объектов в городе быть не должно», – заявил министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин.
Где датчики?
Снижение выбросов загрязняющих веществ – приоритетная задача федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». По поручению президента РФ объем валовых выбросов в атмосферный воздух в Красноярске к 2026 году должен быть сокращен не менее чем на 20 процентов.
На промплощадке КрЭВРЗ фиксируются превышения по целому ряду загрязняющих веществ.
При этом на заводе эксперты не могут определить эффективность работы установленного газоочистного оборудования, поскольку на трубах отсутствуют технологические отверстия для отбора проб.
«Если эффективность газоочистки невозможно подтвердить, то эксплуатация соответствующего оборудования запрещена», – сухо констатируют государственные экологи.
Предприятию предстоит пересмотреть план мероприятий по снижению выбросов в период НМУ, устранить замечания и вновь внести скорректированный пакет документов на рассмотрение в министерство.
– Идут переговоры, мероприятия, и ситуация должна разрешиться, – поясняют «Октагону» на заводе.
Второй пошел
Между тем министерство экологии Красноярского края обратилось с иском в Арбитражный суд с требованиями признать незаконной деятельность и Химико-металлургического завода в Красноярске. После того как на предприятие поступило большое количество жалоб от местных жителей, эксперты провели оценку влияния его деятельности на атмосферный воздух и выявили серьезные нарушения. Как рассказала замминистра Юлия Гуменюк, пробы брали в октябре и ноябре 2023 года, а также в январе 2024-го. И каждый раз были превышения. По некоторым позициям – в десятки раз.
Вместе с тем и КрЭВРЗ, и ХМЗ – далеко не самые топовые загрязнители воздуха в Красноярске. Первая тройка – это Красноярский алюминиевый завод, три крупных ТЭЦ и автомобильный транспорт. Их по понятным причинам просто так не остановишь.
Потому сейчас основная работа ведется по второстепенным источникам. Например, до конца года в Красноярске планируется вывести из эксплуатации три устаревшие котельные. Вместе они дают в год около четырех тонн вредных веществ.