Как стало известно “Ъ”, Басманный суд Москвы вернул в прокуратуру для устранения нарушений материалы громкого уголовного дела предпринимателя Константина Курамшина. Из-за своей давней любви к мотоциклам специалист по теневым финансовым операциям известен как Костя Байкер. В 2018 году его арестовали за мошенничество, а позже обвинили в выводе миллиардов рублей за границу через специально созданное для этого оргпреступное сообщество. Однако суд посчитал, что следователи столичной полиции не смогли описать, как было создано и действовало это ОПС.
Уголовное дело в отношении Константина Курамшина и 13 его предполагаемых подельников поступило в Басманный райсуд Москвы для рассмотрения по существу еще в начале года, а предварительные слушания состоялись в феврале. Впрочем, до судебного следствия процесс не дошел. Адвокаты ряда обвиняемых подали ходатайства о возврате дела прокурору для устранения нарушений в обвинительном заключении и проведения работы над ошибками следователями. Судья Валентина Левашова удовлетворила ходатайство, отметив, что следователи фактически не раскрыли суть самых тяжких обвинений — в создании и участии в организованном преступном сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 210 УК РФ).
Так, было указано, что действия членов ОПС, согласно закону, должны иметь ряд признаков — устойчивость, сплоченность, четкую иерархию и т. д., однако следователи полиции это не отразили, не указав даже, когда и при каких обстоятельствах оно было создано.
Кроме того, говоря об эпизодах мошеннических хищений средств, суд подчеркнул, что из обвинения неясно, что конкретно совершал господин Курамшин, а что — его предполагаемые подельники. Более того, нашлись противоречия, «которые порождают сомнения относительно времени совершения как преступления, так и обстоятельств его совершения». В итоге судья Левашова решила вернуть материалы в прокуратуру. При этом мера пресечения для всех обвиняемых осталась прежней: Константин Курамшин по-прежнему будет находиться в СИЗО, несколько его ближайших помощников, освобожденных из-под стражи осенью прошлого года,— под домашними арестами, а остальные под подписками о невыезде и надлежащем поведении.
Константин Курамшин хорошо известен в определенных кругах как крупный теневой финансист. Известность он получил не только благодаря своему пристрастию к мотоциклам, но и участию в целом ряде крупнейших «экономических» уголовных дел последних лет. В частности, он упоминался в связи с процессом крупнейшего обнальщика Сергея Магина, а также ареста ряда лиц в связи с рейдерским захватом здания в центре Москвы, участником которого являлся депутат Госдумы Денис Вороненков, позже сбежавший на Украину и застреленный киллером в Киеве.
Впрочем, претензии к Косте Байкеру возникли лишь однажды, причем не из-за финансовых махинаций, а из-за незаконного хранения пистолета и патронов.
С учетом раскаяния Хамовнический райсуд Москвы приговорил его в 2015 году всего к одному году лишения свободы. Но летом 2018 года его вновь задержали. В этот раз на него написали заявления несколько бизнесменов, которые утверждали: «группа мошенников под предлогом оказания посреднических услуг похищает деньги предпринимателей, осуществляющих торговлю импортными товарами». В общей сложности якобы было похищено порядка 150 млн руб. Сам господин Курамшин, как сообщал “Ъ”, не скрывал, что действительно был связан с данными предпринимателями. Но денег у них не похищал, а, действуя в их интересах, лишь переводил деньги за рубеж. То есть фактически признавал, что действительно занимался незаконной банковской деятельностью (ст. 172 УК РФ) и операциями по переводу средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ). При этом представители теневого финансиста настаивали, что Костя Байкер фактически стал жертвой подстрекателей, которые из злоумышленников превратились в потерпевших или свидетелей.
В результате сначала было возбуждено уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое находилось в производстве следователей УМВД по Юго-Восточному округу Москвы. Это объясняется тем, что потерпевшие рассказывали: все встречи Константин Курамшин и его подельники проводили с контрагентами у станции метро «Рязанский проспект», хотя сам он говорил, что общался с клиентурой в основном в офисе или кафе в районе Арбата. Между тем в дальнейшем Косте Байкеру также вменили целый ряд эпизодов вывода средств за границу на общую сумму в несколько миллиардов рублей. В качестве вознаграждения теневой банкир якобы получал определенный процент от этих сумм. А всего же господин Курамшин якобы заработал на таких операциях, по некоторым данным, порядка 50 млн руб.
Сейчас Константин Курамшин, как и его многочисленные сообщники, числится за прокуратурой, которая должна решить — обращаться в суды с ходатайством о продлении сроков содержания под стражей фигурантам, которые истекают через два месяца, или нет. Ведь, судя по всему, за оставшееся время следователи и прокуроры вряд ли успеют провести работу над ошибками.
Надо, кстати, отметить, что из «большого» уголовного дела о выводе средств за рубеж были выделены материалы еще в отношении ряда лиц. Например, еще одной обвиняемой в мошенничестве, Елены Габараевой, которая полностью признала вину и заключила досудебное соглашение, рассказывая о схемах вывода средств. Интересно, что, несмотря на данные ею показания и сотрудничество, следствие и суд долгое время отказывались освободить ее из СИЗО под домашний арест.