Владелец холдинга "Новапорт" Романа Троценко приобрел сразу два аэропорта: калининградский, принадлежавший сенатору Арсену Канокову, и аэропорт Минеральных Вод, право собственности на который уже третий год оспаривается ставропольскими властями. Характерно, что советника президента компании "Роснефть" Романа Троценко принято считать правой рукой Игоря Сечина
, выполняющие деликатные поручения своего босса, в частности связанные с "отжимом" перспективных активов. Таким образом, как предполагалось, Троценко сообщал о своей готовности выкупить у оказавшегося под следствием Дмитрия Каменщика аэропорт Домодедово именно в интересах Сечина. Точно таким же образом в свое время хозяин "Новапорта" пытался "отжать" и аэропорт Ростова у его хозяина Ивана Саввиди. Однако реально ему повезло с другими аэропортами. Сечинский "кошелек" умело разыграл модную ныне "футбольную карту".
Как сообщают "Ведомости", в среду согласованы предварительные условия вхождения холдинга «Новапорт» в акционерный капитал аэропортов Минеральных Вод и Калининграда («Храброво»), объявила AEON (владеет 50% «Новапорта», принадлежит Роману Троценко). Информацию подтвердил гендиректор «Аэроинвеста» (нынешний владелец аэропортов) Егор Соломатин. Сейчас идет закрытие сделки, сообщают обе стороны, во что обошлась покупка, они не говорят.
Других аэропортов у «Аэроинвеста», который входит в группу «Синдика» сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, нет. «Храброво» в прошлом году приняло 1,5 млн пассажиров (19-й показатель в России), «Минводы» – 1,98 млн (13-й). «Аэроинвест» в 2010 г. получил в управление «Минводы», а в 2012 г. стал совладельцем и этого аэропорта, и «Храброво» (калининградский аэропорт куплен у банка «Санкт-Петербург»). По общему пассажиропотоку это крупнейшая в России покупка региональных аэропортов. «Мы решили выйти из этого непрофильного бизнеса, акцент «Синдика» всегда делала на торговые центры и гостиницы, развивается сельскохозяйственный проект. Было выгодное предложение, и есть куда инвестировать – предложение заинтересовало», – объяснил Соломатин.
Сотрудник «Новапорта» говорит, что покупаются все доли «Аэроинвеста»: 100% в «Храброво» и 60% в СП с правительством Ставропольского края (у края 40%), владеющем 100% акций аэропорта «Минводы».
При этом Правительство нового губернатора Ставрополья Владимира Владимирова с 2013 г. пытается через суд вернуть аэропорт «Минводы» в краевую собственность. Две первые инстанции в иске отказали, в декабре кассация отменила их решения и направила дело на новое рассмотрение. 5 июля Верховный суд оставил в силе первое решение.
Российские аэропорты в последних сделках оцениваются примерно в 2800 руб. за пассажира, при большой долговой нагрузке идет дисконт, рассказывал топ-менеджер аэропортового холдинга. Исходя из такой оценки холдинг Троценко может заплатить за два аэропорта 7,6 млрд руб.
В России четыре аэропортовых холдинга, которые в острой конкурентной борьбе консолидируют крупные региональные аэропорты. На «Храброво» в 2012 г. претендовали и «Новапорт», и «Базэл Аэро» (принадлежит «Базовому элементу» Олега Дерипаски и сингапурской Changi), и «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга. По завершении сделки у «Новапорта» будет 13 аэропортов, эта сделка первая между конкурирующими холдингами. Были и другие предложения, у «Новапорта» было выгоднее, говорит собеседник в «Аэроинвесте». Представители «Аэропортов регионов» и «Базэл Аэро» тему не комментируют.
«Аэроинвест» не справлялся с реконструкцией «Храброво», отставал от графиков, а объект входит в программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г., рассказывал топ-менеджер одного из холдингов. «Возможно, отставание в реконструкции было одним из мотивов продажи», – говорит менеджер «Новапорта».
Дело не в этом, возражает Соломатин: отставание всего 1–2 месяца от установленных самой компанией графиков – завершили бы реконструкцию в IV квартале 2017 г. Так планирует и «Новапорт»: в среду Троценко обещал уложиться в такие же сроки первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
«Пассажирские перевозки и маршрутные сети из регионов сокращаются. Региональные аэропорты страдают от кризиса в отрасли сильнее, чем московские, и это создает условия для консолидации рынка в сегменте аэропортов-миллионников», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.
Ранее «Новапорт» в партнерстве с «Роснефтью» вел переговоры о покупке московского аэропорта Домодедово. Холдингу был нужен аэропортовый комплекс, а нефтяной компании — топливо-заправочная инфраструктура. Сделка намечалась в 2013 году (тогда терминал являлся крупнейшим в России), актив оценивался в $4,8 млрд. Как рассказывал РБК источник, знакомый с ходом переговоров, до $3,315 млрд готов был предоставить Сбербанк. Покупка сорвалась, когда представителям Троценко предложили перечислить залог в размере $100 млн, но этого сделано не было, добавляет источник.
В ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к Домодедово, но инициирует переговоры не раньше, чем владелец Дмитрий Каменщик будет освобожден из-под домашнего ареста. Последнего отпустили на свободу в прошлую пятницу, 1 июля, но, как говорят в пресс-службе Домодедово, никаких переговоров Троценко пока не вел.