Российское Министерство юстиции рассматривает возможность смягчить законодательство, касающееся противодействия коррупционной деятельности. В частности, речь идет о случаях, в которых несоблюдение закона связано с некими «обстоятельствами непреодолимой силы».
В рамках исполнения одного из пунктов Национального плана противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы Минюст готовит поправки к соответствующему разделу законодательства, предполагающие смягчение наказаний за коррупционные преступления, совершенные «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Уведомление об этом появилось на портале проектов нормативно-правовых актов. В разработке поправок, помимо Минюста, принимают участие такие ведомства, как Минтруд, МВД, Следственный комитет и Генпрокуратура. Посвященный этому вопросу доклад уже внесен на рассмотрение в правительство. Если соответствующие изменения будут внесены в законодательство, это будет означать, что в ряде случаев лиц, совершивших коррупционные преступления, не будут за это наказывать – для этого они должны будут доказать, что конкретно в их ситуации имели место быть пресловутые «обстоятельства непреодолимой силы», сделавшие невозможным соблюдение существующих запретов и ограничений.
Коррупционный форс-мажор
Как обращает внимание Минюст, согласно закону, действующему в настоящее время, оценкой коррупционных преступлений занимаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Если они устанавливают те или иные обстоятельства, которые указывают на отсутствие вины, действия чиновника не могут оцениваться как правонарушение коррупционного характера. В то же время, согласно позиции ведомства, соблюдать ограничения и запреты, а также требования, связанные с предотвращением или разрешением конфликта интересов, не всегда возможно, однако закон в этом случае не предполагает освобождения от ответственности. Таким образом, как полагают в министерстве, необходимо предусмотреть подобные ситуации и внести в законодательство изменения, согласно которым, действие или бездействие чиновника в силу определенных причин не должны квалифицировать как коррупционное правонарушение.
Что конкретно понимается под обстоятельствами непреодолимой силы, не уточняется. Как обращает внимание газета «Ведомости», Минюст пообещал, что внесет конкретику после общественного обсуждения опубликованного уведомления. На данный момент толкование выглядит весьма размытым.
Лазейка для чиновников
Заместитель генерального директора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов считает, что подобным образом создаются исключения, с помощью которых чиновники смогут избежать наказания за нарушение антикоррупционного законодательства. Как полагает эксперт, ни одного разумного объяснения, которое позволило бы чиновникам сослаться на обстоятельства непреодолимой силы, не позволившие задекларировать конфликт интересов, попросту нет. Под такого рода обстоятельствам, по его словам, могут пониматься, к примеру, стихийные бедствия, ЧС или вооруженные действия, но они не имеют никакого отношения к коррупции. Как считает Шуманов, поправки позволят комиссиям по этике, которые действуют при органах власти, при рассмотрении конфликтов интересов оправдывать чиновников, которые смогут привести подобные обстоятельства в качестве обоснования отсутствия декларирования конфликта интересов или иного нарушения. По сути же, по его мнению, подготовка поправок выглядит как целенаправленное создание для чиновников обходных путей, дающих им возможность избежать ответственности.
В рамках тренда
При этом, как заметил Шуманов, в России существует тренд на смягчение антикоррупционного законодательства, который наблюдается уже несколько лет. Он напомнил, что в 2018 году, к примеру. Были инициированы изменения, которые позволяют не увольнять должностное лицо, совершившее коррупционное правонарушение, а объявлять ему выговор: по сути, эти поправки являются ослаблением ответственности. Эксперт полагает, что выбор видов санкций за допущенное нарушение останется за руководителем чиновника, и очень многое будет зависеть от личных факторов. Так для лояльных подчиненных будут применяться более мягкие наказания, а для тех, кто неугоден начальству, нарушение может быть расценено как повод для увольнения. Учитывая тот факт, что комиссии по этике выносят свои решения не публично, а в закрытом режиме, внешний контроль попросту невозможен, и общественность не узнает, о каких обстоятельствах непреодолимой силы идет речь в каждом отдельно взятом случае.
Ранее, в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечался в декабре, Генпрокуратура обнародовала статистику преступлений соответствующей направленности за 2018 год. С января по октябрь был зафиксирован 3171 случай получения взятки (за аналогичный период 2017 года – 2899). Рост составил 9,4 процента.
Международное антикоррупционное движение Transparency International подготовило Индекс восприятия коррупции. Россия заняла в нем 138 место, набрав 28 баллов из 100 возможных и заняла 138 место из 180. Одинаковый с ней результат продемонстрировали Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Иран, Ливан и Гвинея.