Когда сотрудник крупнейшей в мире мясоперерабатывающей компании JBS Флавио Эверс Кассу в 2016 г. пригнал большой рефрижератор с мясом к дому своей знакомой, он не мог и предположить, какой репутационный вред нанесет этот поступок не только мясной отрасли, но и всему промышленному сектору Бразилии. Знакомая Кассу, Мария до Росио Нашименто, работала старшим инспектором, ответственным за выдачу санитарных сертификатов на продукцию животного происхождения. А грузовик мяса вместе с наличными деньгами, которые привез Кассу, были взяткой за выдачу сертификатов на продукцию JBS, следует из материалов суда.
Передачу взятки снимали на видео полицейские, а на прошлой неделе Кассу и Нашименто арестовали вместе еще с 36 подозреваемыми в организации преступной схемы: чиновники, не проверяя грузы, за взятки выдавали сертификаты на мясную продукцию, экспортируемую в Европу и Китай. По материалам суда, в коррупционной схеме замешана 21 компания, в том числе подразделения JBS и крупнейший в мире экспортер мяса птицы BRF.
Также чиновники, как полагают следователи, закрывали глаза на то, что менее известные производители делали колбасу из протухшего мяса и клали в сосиски свиные головы. Китай, Гонконг, Япония, ЕС, Канада, Египет и Чили уже полностью или частично приостановили ввоз мяса и мясных продуктов из Бразилии.
Мясопереработка – не единственная отрасль в Бразилии, пострадавшая от коррупционных скандалов. В 2015 г. расследование обвинений в коммерческом подкупе чуть не привело к техническому банкротству нефтяной госкомпании Petrobras. После этого крупнейший в Латинской Америке строительный конгломерат Odebrecht признал, что платил чиновникам 12 стран взятки за получение госконтрактов и заключил мировое соглашение с властями трех стран, согласившись уплатить рекордные $4,5 млрд штрафа.
Бразильские производители мяса и мясных продуктов экспортируют продукцию в 160 стран мира. Размер этого экспорта – $12,6 млрд, или 0,7% ВВП страны. Примерно треть поставок приходится на Китай, другие важные рынки – страны Азии, Чили, Ближний Восток и Россия.
От скандала сильнее всего может пострадать BRF – основная часть ее производственных мощностей находится в Бразилии. В отличие от нее JBS получает 73% выручки от своих филиалов в США, Австралии, Европе и Канаде.
И JBS, и BRF категорически отрицают наиболее экстраординарные обвинения, например, что они продавали испорченное мясо или продукцию, зараженную сальмонеллезом. В заявлении JBS сказано: никто из топ-менеджеров компании не арестован, следователи не приходили в ее штаб-квартиру, но посетили три завода в регионах. Обе компании утверждают, что выступают против коррупции и поддерживают проведение расследования.
Действия небольшой группы людей нанесли огромный ущерб целой отрасли, сожалеют бразильские политики и лоббисты. «В Бразилии около 4850 мясоперерабатывающих предприятий. Приостановлена деятельность только трех из них, объектами проверки стали еще 18 или 19», – заявил на прошлой неделе президент Бразилии Мишел Темер.
Отраслевые лоббисты обеспокоены, что проблемами бразильских экспортеров воспользуются конкуренты из других стран. При этом из 853 000 партий мяса и мясных продуктов, отгруженных из Бразилии в 2016 г., проблемы найдены только в 184, причем в большинстве случаев не санитарного характера, подчеркивают они. В защиту отрасли выступила даже полиция: расследование не означает, что коррупция в продуктовом секторе имеет системный характер, говорится в заявлении.
«Высокие санитарные стандарты и история производства безопасных продуктов в Бразилии должны снизить риск дальнейших ответных мер со стороны торговых партнеров», – написали в отчете аналитики Moody’s Investors Service. Они, однако, затруднились определить, какой период времени потребуется на восстановление продаж.