Проверка исполнения законодательства в сфере оборота оружия и боеприпасов в Ярославской области поставлена серьезно: оружейным баронам от зоркого глаза правоохранителей (как и от последующего взыскания) не укрыться нигде. Даже в деревенском краеведческом музее. Ярославская областная прокуратура решила догнать по степени известности прокуратуру Ивановскую. Но если в Плесе «гоняли» библиотекарей, которые пили с читателями чай, то в Ярославле взялись за музейщиков. У них ненадлежащим образом хранилось холодное оружие: наконечники от копий и ржавые пистоли времен Очакова и покоренья Крыма.
Скрытая угроза
Казалось бы, что может быть тише, безобиднее и безопаснее, чем сельский историко-краеведческий музей? Запыленные стеллажи с предметами «раньшей жизни», пара случайных посетителей, рассматривающих ходики с кукушкой и вышедшие из употребления старинные орудия труда, смотрительница – с виду строгая, а на самом деле жаждущая поделиться увлекательными историями из прошлого… Не так все просто! Музейщики – не те, кем они кажутся. Надо только знать, куда смотреть.
Вот, например, сотрудники историко-краеведческого музея, что в селе Новый Некоуз, незаконно хранили старинное оружие – то бишь, ржавые пистолеты и копейные наконечники. Металлолом? Не скажите. Смотря как подать. Вот выдержка из официального сообщения Ярославской прокуратуры:
«Установлено, что в муниципальном учреждении культуры «Некоузский историко-краеведческий музей» с нарушением требований законодательства хранилось 6 единиц огнестрельного оружия и 4 единицы частей огнестрельного оружия». Там же, правда, честно отмечается:
«Все предметы имеют значительные повреждения в виде коррозии». Но это же ничего, для отчетности и ржавые сгодятся?
«А если найду?»
Шесть единиц «огнестрела» – это еще не все. Там же, в музее, выявлено 13 предметов, «числящихся в книгах поступления как предметы вооружения (наконечники копий, ножи)». Наконечники копий – это что? Правильно, холодное оружие. А лицензии на хранение и экспонирование оружия нет, разрешения на хранение оружия – тоже.
«Оружие и его основные части хранились в металлическом сейфе в комнате для хранения музейных экспонатов, не оборудованной техническими средствами охраны и не соответствующей предъявляемым лицензионным требованиям», - зафиксировали нарушения прокуроры и инспектор Минобороны. Правда, представительница музея пыталась пояснить, что сигнализация в здании есть… Но музейщицу, как она утверждает, «никто не слушал». Люди делом занимались, до объяснений ли?
Разоружен и уже не опасен
Итог подвели быстро: оружие и его составные части изъяты и переданы полиции, директор музея привлечена руководством района к дисциплинарной ответственности, наказан и председатель комитета культуры Некоузского района. Легко, кстати, отделались. Это хорошо, что в музее зала первобытных людей нет – вот там простор для деятельности. Там-то – и молотки, и каменные топоры!
«Полиция и прокуратура пришли в музей с таким видом, словно готовились «накрыть» целый склад с оружием. А по сути, забрали музейные экспонаты, которые хранились там долгие годы, – рассказывает знакомый с обстоятельствами дела источник. – Все образцы оружия, по информации самого музея, были нерабочими. Но они имели историческую ценность, поэтому для музея это, конечно, потеря. Ведь возвращать экспонаты им не будут, а лицензию музею не получить».
Справка
Село Новый Некоуз – административный центр Некоузского района с населением 3816 человек. Расположено в исторической местности: в 1238 году неподалеку, на реке Сить, состоялось одно из ключевых сражений монгольского нашествия на Русь. Некоузский краеведческий музей открыт в 1967 году. Наибольшую ценность среди его экспонатов представляет коллекция прялок. Согласно данным сайта «Музеи России», у муниципального учреждения – всего один сотрудник.