Оперативники ФСБ задержали главу контрольно-счетной палаты Ингушетии Мустафу Белхороева и его родного брата Курейша Белхороева, директора республиканского аграрного техникума. Они приходятся братьями депутату республиканского парламента Якубу Белхороеву, лидеру влиятельного в регионе религиозного клана баталхаджинцев, который был арестован недавно за хищения. В отношении еще целой группы баталхаджинцев, обвиняемых в убийстве в Москве полицейского и его брата, возбуждено уголовное дело об организации террористического сообщества и участии в нем. Это же преступление могут инкриминировать и их лидерам.
Главу контрольно-счетной палаты Ингушетии Мустафу Белхороева оперативники ФСБ задержали на рабочем месте после полудня, когда тот вернулся с обеденного перерыва. Перед этим силовики сначала провели в служебном кабинете чиновника тщательный обыск. Одновременно другая группа сотрудников ФСБ действовала в Назрановском аграрном техникуме в кабинете его директора Курейша Белхороева. Из офисов силовики направились в селение Сурхохи и там в жилых домах братьев Белхороевых также провели обыски. А самих братьев для проведения дальнейших следственных действий, по некоторым данным, перевезли во Владикавказ, откуда собираются этапировать в Москву.
В столице уже находится депутат республиканского парламента, их брат Якуб Белхороев, лидер последователей Шейха Батал-хаджи, арестованный за хищения. Как сообщал “Ъ”, по данным главного управления по расследованию особо важных дел СКР, будучи руководителем республиканского Фонда социального страхования (ФСС), Якуб Белхороев похитил 19 млн руб. бюджетных средств.
Следствие полагает, что господин Белхороев себе, а также своим близким и знакомым оформил фиктивные документы на инвалидность и незаконно выплачивал пособия.
Впрочем, как считают в республике, финансовые нарушения были лишь поводом для задержания лидера баталхаджинцев и его братьев. Это весьма влиятельная в регионе организация, по мнению правоохранителей, давно перестала быть просто религиозной общиной. «Эта организация имеет очень четкую иерархическую структуру, свой финансовый фонд, который пополняется как членскими взносами, так и средствами, мягко говоря, полученными не совсем законным путем»,— рассказал собеседник “Ъ”. По его словам, деньги используются для продвижения своих людей во властных структурах, возможно, подкупа чиновников, и конечно, для нейтрализации своих оппонентов.
Местные силовики с баталхаджинцами ничего поделать не могли, хотя и были хорошо осведомлены об их незаконных действиях. Однако все изменилось, когда за них взялись федералы»,— отметил собеседник “Ъ”.
Преследования баталхаджинцев началось после резонансного расстрела в ноябре 2019 года в Москве начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД Ингушетии Ибрагима Эльджаркиева. Вместе с ним погиб его брат, 30-летний нейрохирург одной из московских клиник Ахмед Эльджаркиев. После этого преступления, считают в республике, в федеральном центре было принято окончательное решения разгромить клан баталхаджинцев.
В рамках расследования убийства ингушского борца с экстремизмом были арестованы 14 баталхаджинцев, а затем пошли задержания их лидеров в республике.
Причем в отношении обвиняемых в посягательстве на правоохранителя Эльджаркиева и убийстве его брата следователи возбудили уголовное дело по ст. 205.4 УК РФ (создание террористического сообщества или участие в нем), предусматривающей до 20 лет лишения свободы.
По словам Мурада Мусаева, адвоката Хасана Полонкоева, главного из обвиняемых в данном деле, пока соответствующего постановления следователя они не видели. «Данная квалификация выглядит логично с точки зрения следствия, у которого нет доказательств вины арестованных — она лишает их права на суд присяжных, да и само дело будет рассмотрено в военном суде»,— заявил господин Мусаев.