В Челябинской области появились первые желающие воспользоваться вступившим в силу с 1 октября 2015 года законом о личном банкротстве. Одним из таких «добровольных банкротов» стал житель региона Ян Сенинг, осужденный в 2011 году за контрабанду наркотиков в составе организованной группы и приговоренный к 8 годам лишения свободы. Что интересно, свое заявление в арбитраж Сенинг, судя по всему, направил прямо из исправительной колонии №1 Копейска, где он сейчас отбывает наказание. Заключенный надеется, что ему спишут все долги.
Вступления в силу закона о банкротстве физлиц с нетерпением ждали многие, однако законодатель долго отодвигал этот момент, ссылаясь на то, что документ необходимо доработать, поправить, прописать какие-то детали. Сегодня сложно вспомнить законопроект, который столько раз обсуждался и переписывался. Даже в последний раз, после того, как закон уже был опубликован и определена дата вступления его в силу (1 июля этого года), в итоге не только передвинули дату, но и снова подправили текст. Официально цель озвучивалась самая благая: помочь гражданам-потребителям решить финансовые проблемы, связанные с неоплатой банковских кредитов и атаками коллекторов. Однако на деле разработчики закона пошли дальше.
«Все внимание переключили на потребителей, - прокомментировала Znak.com руководитель компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова. - Однако читайте внимательнее. Банкротство граждан – это отличный инструмент для кредиторов компаний-должников добраться до имущества их собственников. Ведь в банкротстве теперь может оказаться не только предприятие-должник, но и руководители, собственники бизнеса, выступающие поручителями по банковским кредитам. Это отличный инструмент влияния на бизнес».
Однако есть и другая опасность. Поясним, что представляет собой процедура банкротства гражданина. Порог для возбуждения дела о банкротстве в суде – задолженность свыше 500 тыс. руб. и просрочка свыше 3 месяцев. С заявлением может обратиться кредитор, налоговый орган, а также сам гражданин. При этом для гражданина в определенных случаях это не только право, но и обязанность – если задолженность достигла 500 тыс. руб. и гражданин понимает, что он не может рассчитаться со всеми кредиторами.
Сегодня в картотеке дел Арбитражного суда Челябинской области 13 заявлений о признании граждан банкротами. Из них 11 подали компании и физические лица на своих должников, в том числе шесть заявлений – от банка «Снежинский» к своим недобросовестным заемщикам. Дел, в рамках которых люди сами просят признать себя банкротами, всего два. Первое обращение подала челябинка Дарья Расторгуева, семья которой задолжала банку 14 млн рублей за ипотеку.
Интереснее история другого «добровольного банкрота» - 34-летнего Яна Сенинга, приговоренного к 8 годам строгого режима за контрабанду наркотиков.
В 2011 году мужчина был признан Челябинским областным судом виновным в контрабанде наркотиков в составе организованной группы и приготовлении к сбыту отравы в особо крупном размере (пункт «г» часть 3 статьи 228.1 и часть 4 статьи 188 УК РФ). Другим участникам того процесса вменялись еще и создание и участие в преступном сообществе, но Сенинг, как признал суд, в ОПГ все же не входил, а «помогал со стороны».
Участники ОПГ, которой «помогал» Ян Сенинг, в 2006-2009 годах перевезли через российско-казахстанскую границу в топливных баках автомашин более 45 килограммов марихуаны. Затем наркотики размещали в специально оборудованных в Челябинске тайниках. В 2009 году членов группы одного за другим задержали оперативники регионального УФСКН, и спустя два года все получили солидные сроки заключения. Ян Сенинг, взятый на контрабанде 10 килограммов «травки», помимо 8 лет лишения свободы, получил штраф в 200 тыс. рублей. После этого мужчина попытался оспорить свой приговор, но ему было отказано.
Сегодня Ян Сенинг находится в исправительной колонии строгого режима №1 города Копейска. По данным пресс-службы Челябинского областного суда, весной 2015 года он подавал в городской суд ходатайство об условно-досрочном освобождении. Копейская городская инстанция в УДО контрабандисту отказала, и это решение Сенинг уже обжаловал в областном суде. В июле получил отказ и там: в Челябинском облсуде сочли, что осужденный слабо реагирует на меры воспитательного характера, не участвует в общественной жизни, вдобавок за годы отсидки заработал два взыскания, одно из которых к моменту рассмотрения ходатайства не было снято и погашено.
Кому и сколько должен Ян Сенинг, пока непонятно. На сайте арбитража информации об этом еще не появилось, дата рассмотрения заявления не назначена. Известно лишь, что заявление о банкротстве было подано 5 октября, а в качестве иных лиц в процессе заявлено некоммерческое партнерство «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Стратегия».
В базе данных судебных приставов за Сенингом значится долг в размере 175 тыс. 368 рублей – уголовный штраф, который ему не удалось погасить, а также 14 тыс. рублей исполнительского сбора.
Вероятнее всего, это не единственный долг, который есть у Сенинга, поскольку для признания банкротом требуется задолженность не менее 500 тыс. рублей.
«То, что человек находится в СИЗО, не исключает возможности признания его банкротом, - отметила Ольга Попова. – Я не знакома с обстоятельствами дела, но могу предположить, что у гражданина есть обязательства, установленные судебными органами, и он хочет добиться их списания. Это возможно, если речь идет не о субсидиарной ответственности, убытках, нанесенных обществу, а также если долг возник не в результате оспаривания сделок. При этом он должен доказать, что не может рассчитаться».
В то же время если Сенинг в результате судебного процесса намерен списать лишь судебный штраф с исполнительским сбором (175,3 и 14 тыс. рублей), то его заявление, вероятно, не будет рассмотрено. «Обращение гражданина с заявлением о признании себя банкротом при наличии неисполненного обязательства в размере 190 тыс. рублей является злоупотреблением правом, направленным исключительно на освобождение гражданина от обязанности по уплате штрафа в бюджет (статья 10 ГК РФ). При таких обстоятельствах суд должен вынести определение о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения, согласно пункту 1 статьи 213.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», - прокомментировали Znak.com в адвокатском бюро «Бельянский и партнеры».
Если же Яну Сенингу все же удастся добиться «прощения» его долгов перед государством, то примером контрабандиста-наркоторговца могут воспользоваться и другие недобросовестные граждане. К закону о банкротстве физлиц, таким образом, вопросов становится еще больше, чем есть на сегодняшний день.