Конституционный суд (КС) России отказался рассматривать жалобу бывшего руководителя ГУЭБиПК МВД РФ Дениса Сугробова, приговоренного к 12 годам лишения свободы за организацию преступного сообщества из собственных подчиненных и превышение должностных полномочий с целью получения наград и карьерного роста. КС решил, что в его компетенцию не входит рассмотрение ошибочности применения правовых норм в деле бывшего генерала, а саму их конституционность господин Сугробов в своей жалобе не оспаривает. Между тем экс-глава полицейского главка указал в своем обращении в КС, что, по его мнению, при рассмотрении дела «полицейского ОПС» были ошибочно применены диспозиции некоторых статей Уголовного кодекса (УК) РФ.
В своей жалобе, направленной в КС России, бывший руководитель антикоррупционного главка МВД Денис Сугробов поставил под сомнение в первую очередь диспозицию двух статей УК РФ — 286-й и 304-й. Напомним, сам экс-генерал был осужден по ст. 210 (организация преступного сообщества) и ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ, а ст. 304 УК РФ (фальсификация доказательств) вменялась только его подчиненным.
Господин Сугробов, как следует из его жалобы в КС, считает необоснованным одно из положений о превышении должностных полномочий, поскольку «оно позволяет признавать тяжкими последствиями от действий сотрудников правоохранительных органов последствия в виде незаконных привлечения к уголовной ответственности, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей». По мнению осужденного Сугробова, такие последствия могут возникнуть лишь от действий тех, кто осуществляет уголовное преследование, например судьи, избирающего меру пресечения, но никак не сотрудников оперативных подразделений МВД. Кроме того, как полагает заявитель, из-за нарушения «принципа определенности» указанной правовой нормы невозможно отграничить провокацию преступлений от законного оперативно-разыскного мероприятия «оперативный эксперимент».
Кроме того, экс-генерал Сугробов просил признать нарушающими его конституционные права ряд положений Уголовно-процессуального кодекса и закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Так, в жалобе обращено внимание на несоответствие постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, врученных его защите, тем, что находятся в материалах уголовного дела. В итоге, как утверждает Денис Сугробов, судебное разбирательство по этому делу фактически проводилось на основании, по сути, не предъявленного подсудимым обвинения.
Изучив жалобу, КС пришел к выводу, что «перечисленные в обращении Сугробова законоположения сами по себе не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права».
В подписанном председателем суда Валерием Зорькиным отказе в принятии жалобы к рассмотрению отмечается, что «заявитель, по сути, не оспаривает конституционность правовых норм как таковых, а выражает несогласие с их ошибочным, на его взгляд, применением в его деле». А это уже не входит в компетенцию КС, который «решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов». Определение КС по жалобе Дениса Сугробова окончательно и обжалованию не подлежит. При этом КС отметил в своем решении, что господин Сугробов не полностью использовал возможности российского судопроизводства для отстаивания своей позиции. В связи с этим адвокат бывшего генерала Эдуард Исецкий сообщил “Ъ”, что готовит жалобу в Верховный суд РФ.
Напомним, что приговор генералу Денису Сугробову Мосгорсуд вынес 27 апреля 2017 года, назначив ему наказание в виде 22 лет колонии строгого режима. Кроме того, осужденного лишили звания генерал-лейтенанта полиции и возможности в течение пяти лет занимать должности в правоохранительных органах. Позже Верховный суд РФ снизил наказание Денису Сугробову до 12 лет. Бывшие подчиненные генерала по ГУЭБиПК также получили длительные — до 20 лет — сроки заключения, Верховный суд существенно снизил и их.