О подвигах башкирского подрядчика АО ПУИС УС-3 ФСИН РФ на ниве госзаказа саратовцам сегодня хорошо известно, однако первые шаги ПУИС в нашем регионе в глаза не бросались.
Но за 2021-2022 годы виртуоз-многостаночник так развернулся, что не заметить его было уже невозможно, и в один прекрасный день «Бизнес-Вектор» любопытства ради решил проанализировать фактуру.
Собранные воедино факты сразили наповал: многие громкие стройки в Саратовской области начинало то самое АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Управление строительства №3 ФСИН». Инфекционная больница в Саратове, культурный центр в Балаково, пляж в Вольске, бассейн в Турках, стадион в Ртищево, итого более 50 контрактов на миллиард рублей.
Все эти объекты уголовно-исполнительному подрядчику достались без всякого конкурса, закупки осуществлялись у единственного поставщика согласно план-графику. Причем на совершенно законных основаниях, так как работы выполнялись "учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы". То есть вхождение подрядчика в структуру ФСИН избавляло его от обязанности участвовать в конкурсе, а чиновников - от обязанности эти конкурсы проводить.
Этот удобнейший субъект правоотношений был зарегистрирован в статусе АО в ноябре 2021 года. Всего компания успела как подрядчик заключить в рамках 44-ФЗ 124 госконтракта на общую сумму 2,7 млрд рублей, порядка трети из них – в Саратовской области. В такую же сумму укладываются еще 243 контракта в рамках 223-ФЗ, в которых УС-3 ФСИН РФ выступало заказчиком.
Вполне возможно, законодатели действовали из лучших побуждений, освобождая ФСИН-конторы от обязанности участвовать в тендерах, но в реальности привилегия тут же породила схему. Ибо в Саратовской области умельцы-сидельцы треть набранных объектов не заканчивали, часть бросали посреди процесса, некоторые вообще оставляли, едва начав. При этом расторжение контрактов происходило по соглашению сторон, а значит, никаких претензий к чудо-подрядчику заказчик в дальнейшем предъявить не мог.
Все это как минимум подозрительно, но что скажут ведомства? Наши и собственные вопросы депутат Госдумы Ольга Алимова направила в ФАС России. Парламентарий обратила внимание главы ФАС РФ Максима Шаскольского на вопиющую разницу между потенциалом фирмы, где официально трудится 53 человека, и масштабом стоящих перед ней задач, задала вопросы о привлечении субподрядчиков и прозрачности расходования бюджетных средств.
Итогом стала пятидневная внеплановая проверка силами специалистов регионального УФАС, где было установлено, что в саратовском обособленном подразделении ПУИС вообще работает по штатному расписанию 14 человек.
Представители регионального УФАС пришли к выводу, что в силу режима содержания осужденных, АО ПУИС УС-3 ФСИН РФ, находясь в Уфе и не имея рабочей силы, которая может свободно передвигаться между регионами, не могло и не имело намерения лично выполнять работы в Саратовской области. А ведь ФЗ-44 «Закон о контрактной системе» императивно устанавливает, что закупка у единственного поставщика предполагает, что поставщик будет исполнять контракт собственными силами.
По предложению ФАС РФ позицию высказали несколько региональных ведомств. Контрольно-аналитический комитет Саратовской области отметил, что в нарушение 44-ФЗ областное Управление капитального строительства не потребовало с подрядчика пени за нарушение сроков контракта на строительство бассейна в Турках.
Как проинформировало депутата федеральное ведомство, Саратовское УФАС возбудило дело по контракту, сторонами которого стали администрация Заводского района, ФСИН-подрядчик и компании «ВС-Строймонтаж» и «Волгастройдом». В тонкости бесконкурсных закупок погрузилось и региональное УФСБ, чекисты направили в УФАС заявление о том, что усмотрели в 8 контрактах признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Точку в этой истории ставить рано, доказательство этому – прошедшие вчера, 16 февраля слушания в областной думе, где зампрокурора области Дмитрий Симанович сообщил, что проверочные мероприятия продолжаются. Представитель надзора заявил, что «ПУИС УС-3 ФСИН России» передавал субподрядчикам объемы работ, полученных без конкурса, практически полностью.
- Данная антиконкурентная схема вскрыта нами во взаимодействии с УФСБ и УФАС, которым по инициативе прокуратуры возбуждены и рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства, - добавил красок прокурорский работник.
Вообще-то схему на миллиард «вскрыли» «Бизнес-Вектор» и депутат Госдумы Ольга Алимова, но мы не будем придираться к словам. Напомним только, что виновник суматохи заявил ликвидации еще в январе, но к нему есть вопросы у Управления капстроительства родной Башкирии.
- История получилась громкая, - подвела итог Ольга Алимова. – Но есть еще интересные явления. Например, единороссы составили список строителей-нарушителей, но в нем почему-то нет компаний, прислонившихся к партии власти. Постараемся расширить перечень и тоже направим вопросы в разные ведомства.