Коллекторы для мертвецов: как приставы наживались на «гробовых»

Источник
Радик Ильясов раскрыл подробности шокирующего мошенничества, разоблачить которое ему помогла ФСБ.
Трое бывших и действующих приставов с двумя сообщниками придумали, как им казалось, безотказный бизнес: они взыскивали фиктивные долги с одиноких покойников. Сбой произошел, когда у одного из них нашлись-таки наследники. О подробностях дела накануне рассказал пристав республики Радик Ильясов, который заявил, что для профилактики подобных случаев для сотрудников ведомства проводятся экскурсии в колонии к осужденным.

«ТОЛЬКО ЧЕСТНЫЕ, ПОРЯДОЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ»

Руководитель УФССП по РТ Радик Ильясов провел пресс-конференцию спустя неделю после того, как в СМИ разгорелся скандал вокруг его предприимчивых подчиненных, взыскивавших надуманные долги с умерших казанцев. Главный судебный пристав республики начал издалека — с профилактики коррупционных нарушений. По правую руку от него очень кстати сидел начальник отдела противодействия коррупции УФССП по РТ Сайдаш Сабиров.

Известие о задержании пяти преступников, которые присваивали себе деньги усопших, правоохранительные органы распространили 19 июля. По версии следствия, создала мошенническую схему экс-сотрудница УФССП по РТ, ранее судимая за злоупотребление полномочиями и присвоение средств. Под ее руководством участники группы добывали сведения о недавно умерших одиноких казанцах, после чего добирались до их счетов в банках с помощью поддельных судебных решений. Злоумышленники, в состав которых входили гражданский муж организатора и двое приставов приволжского райотдела Казани, орудовали с ноября 2015 года по апрель 2016 года. Приставы по подложным решениям арестовывали «гробовые» сбережения усопших в пользу должника, роль которого играли подставные лица, нередко это был сожитель организатора мошенничеств. Если бы приставы не подсуетились, деньги умерших отошли бы государству, как и любое другое выморочное имущество.

Выступая перед журналистами, Ильясов первым делом рассказал о системе отбора в приставы. Он отметил, что изучает каждого сотрудника при трудоустройстве, кандидат проверяется на предмет судимости, приводов в полицию и административных наказаний. С приставами, по его словам, работает очень хороший психолог, проводятся занятия и экскурсии в колонии с осужденными. «Они принимают участие в судебных заседаниях, где оглашается приговор нашим сотрудникам. Производим видеозапись, потом показываем», — поведал руководитель УФССП по РТ о способах предостеречь работников от взяток и хищений.

Периодически сотрудники докладывают о попытках дать им взятки за действие или бездействие. «Вчера гражданин на сносе незаконного строения предложил приставу 50 тысяч рублей. Я передал указания в отдел коррупционных нарушений», — вспомнил последний случай главный пристав республики. «У нас позиция такая — только честные, порядочные сотрудники должны работать», — резюмировал Ильясов и перешел к непорядочным.

«ВСЮ ЭТУ СХЕМУ ДВА СОТРУДНИКА НЕ МОГЛИ ПРОВЕСТИ»

Ранее в СМИ была озвучена версия, согласно которой «финансовому благополучию» мошенников помешала очередная прокурорская проверка. Ильясов это опроверг, заявив, что в апреле 2016 года к начальнику отдела по Приволжскому району обратилась женщина, которая хотела забрать в банке деньги, завещанные ей покойной родственницей. Однако вместо получения наследства она получила отказ, поскольку на деньги усопшей был наложен арест из-за долгов.

«Я собрал сотрудников, поначалу картина была неясна. Было ясно только, что производство фиктивное. Мы связались с мировым участком, решение не выносилось. Сразу отмечу, что суды не имеют никакого отношения к этим хищениям», — подчеркнул руководитель УФССП по РТ.

Мониторинг исполнительных документов показал, что в Приволжский район поступило около 25 исполнительных листов в отношении граждан с пенсионным возрастом. Причем занимались ими два сотрудника.

«Всю эту схему два сотрудника не могли провести. Кто-то должен быть организатором, кто-то — информацию поставлять об умерших. Изучая эти исполнительные документы, мы увидели, что взыскатели различны, а текст написан одной рукой. К счастью, в одном из производств была фотография человека, который предъявил исполнительный документ, были его данные. Далее мы обратились в ФСБ для проведения разыскных мероприятий. С их помощью мы смогли установить связь между членами этой организованной преступной группы», — продолжил живо описывать набиравшее ход расследование Ильясов.

В ответ на уточнение, кому все же принадлежала заслуга по выявлению преступников, он предупредил, что рассказал все объективно, а значит, преступление выявили УФССП по РТ и УФСБ РФ по РТ. «Прокуратура была обязана возбудить дело по факту», — пытался расставить все на свои места пристав республики. К июню уже было возбуждено уголовное дело. После обысков приставы долго не стали упираться и все рассказали сами.

«ПРИСТАВ ПРИСЫЛАЛ ДОКУМЕНТЫ, СПИСЫВАЛИСЬ СРЕДСТВА»

Как и предполагало управление, организатором оказалось гражданское лицо, а именно — Майорова, 9 лет назад работавшая приставом, но уволенная в связи со злоупотреблением полномочиями и присвоением средств. Позорная отставка сопровождалась штрафом. В новой авантюре ей помогали сожитель Назаров и некое лицо, которое предоставляло информацию о покойных. Впрочем, данные у охотников на счета мертвецов были все же неполными. Нередко они «били» вслепую — к примеру, требовали взыскать 1 млн. рублей, а на счету у усопшего было только несколько десятков тысяч.

Два пристава при исполнении играли завершающую роль: они приходили в банк и списывали средства со счетов, за что получали всего 10% от похищенного. По такой «глупой и простой схеме» преступники завладели 5 млн. рублей, арест еще 3,5 млн. рублей удалось предотвратить. Сейчас 1,4 млн. рублей из последней суммы перечислили наследникам, а еще 1,8 млн. лежит на депозите.

Приставы-пособники уволены, несмотря на раскаяние, а один из них арестован. Остальные фигуранты уголовного дела находятся под домашним арестом. Все пятеро вину признали.

Возможно, следствие выявило не всех участников преступной схемы. Руководитель УФССП по РТ не исключил, что у них могли быть сообщники в банках.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Ильясов подтвердил, что средства арестовывались и со счетов ликвидированных фирм. Перечислить их и назвать точное количество взысканных денег он затруднился, зато пояснил, как работала схема. «Человек сообщал, что предприятие ликвидировано — на расчетном счете есть средства. Пристав присылал документы, списывались средства. Думаю, следствию не составит большого труда разобраться», — оптимистично заключил республиканский пристав.

На вопрос о том, что могло побудить уже бывших сотрудников к совершению преступлений, руководитель УФССП по РТ лишь строил предположения в духе «юный возраст» или «бес попутал». Зарплату в 24 тыс. рублей он назвал средней. «Новую машину не купишь, но подержанную можно», — пояснил он. По его мнению, коррупцию победить нельзя, но минимизировать можно. Призывом звонить на круглосуточный телефон доверия 292-98-60 Ильясов завершил пресс-конференцию.