Арбитражный суд Москвы отклонил иск Агентства по страхованию вкладов (АСВ), отказавшись признавать сделку о продаже акций АО «Киви» незаконной. Это следует из картотеки арбитражных дел.
Среди ответчиков – Qiwi plc, которая владеет бывшими активами Qiwi за пределами России. Также упоминается гонконгская компания Fusion Factor Fintech Limited, через которую ее владелец и гендиректор Qiwi Андрей Протопопов выкупил российские активы компании в январе 2023 г.
Представитель ГК «АСВ» сообщил «Ведомостям», что организация планирует обжаловать решение Арбитражного суда в удовлетворении требований о признании договоров купли-продажи и залога акций АО «Киви» недействительными после изготовления судебного акта в полном объеме.
Ранее Арбитражный суд Москвы поддержал обращение АСВ с требованием обязать Qiwi plc предоставить агентству текст договора о купле-продаже акций АО «Киви». Агентство подало иск об аресте всех акций АО «Киви» 4 марта. АСВ также просило запретить органам управления АО «Киви» принимать решения о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, выплате вознаграждения и предпринимать действия, направленные на вывод денежных средств из АО «Киви».
30 января Qiwi plc сообщила о закрытии сделки по продаже российских активов и процесса реструктуризации бизнеса. Сумма сделки составила 23,75 млрд руб., включая дисконт за иностранное участие и повышенный уровень неопределенности в связи с ограничениями со стороны Банка России на некоторые операции «Киви банка».
Обычно подобные сделки купли-продажи, совершенные в пределах сроков, позволяющих признать их недействительными с целью возвращения активов в конкурсную массу, оспариваются в рамках любого банкротства, говорит генеральный директор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш. Логика закона сводится к тому, что отмене подлежат притворные сделки, а также заключенные с нарушениями, на нерыночных условиях и направленные на ущемление прав кредиторов, поясняет она. Также предполагается, продолжает Барабаш, что руководство и бенефициары организации знали о наличии признаков несостоятельности или высокой вероятности их возникновения. Но случай с «Киви банком» иной: у него отозвали лицензию не из-за финансовых проблем (у банка идет ликвидация, а не банкротство) и суд гипотетически мог не усмотреть в действиях участников сделки признаков намерений вывести активы с целью их защиты от дальнейшей реализации, предполагает эксперт.
Еще одна из возможных причин отклонения иска – у АСВ могло не быть достаточных доказательств или аргументов для подтверждения незаконности сделки, говорит директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева. Также суд мог отказать в удовлетворении иска АСВ из-за несоответствия предъявленных требований процедурным или законодательным нормам, добавляет она.
Шансы АСВ оспорить решение суда зависят от того, на каком основании суд отказал в удовлетворении требований, продолжает Барабаш. При этом она не исключает, что агентство может обнаружить и представить суду новые доказательства в пользу своей позиции относительно обстоятельств, природы и условий сделки по мере изучения документов сделки купли-продажи. Также АСВ может обратиться к вышестоящей инстанции (апелляционному или кассационному суду) с запросом о пересмотре решения Арбитражного суда, добавляет Яковлева. В случае обнаружения недочетов в решении или новых обстоятельств апелляционная инстанция может изменить решение, поясняет она. В любом случае, отмечает Барабаш, пока решение принято судом первой инстанции, считать спор завершенным нельзя.
В российский контур группы входят «Киви банк», Qiwi Кошелек, Qiwi Business, система денежных переводов Contact, группа компаний ROWI, группа компаний Realweb, Flocktory, «Таксиагрегатор», IntellectMoney и ряд других проектов. Российские активы компании выкупил гендиректор Qiwi Андрей Протопопов через принадлежащую ему гонконгскую компанию Fusion Factor Fintech Limited.
21 февраля ЦБ РФ объявил об отзыве лицензии у «Киви банка». Решение было связано с нарушениями федеральных законов и нормативных актов ЦБ в области банковской деятельности. По заявлению регулятора, «Киви банк» систематически нарушал законы, связанные с борьбой с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также с финансированием терроризма.