Центр Токио сейчас буквально оккупирован туристами из Китая, которые галдящими группами курсируют по тротуарам японской столицы с огромными чемоданами на колесиках. Приезжие из КНР деловито набивают их всевозможными товарами, сметая их в изысканных бутиках и в магазинах попроще. Продающиеся в Японии товары пользуются огромным спросом и уважением в КНР, поскольку считаются эталоном гарантированного качества. В январе—марте объем этих закупок подскочил на 36% по сравнению с первым кварталом прошлого года: каждый приезжий из Китая купил в Японии барахла в среднем на полторы тысячи долларов. Всего же в прошлом году, например, иностранные туристы, в подавляющем большинстве китайцы, потратили в стране 16,5 млрд долларов. Это уже стало сказываться на улучшении деловой конъюнктуры, а торговые фирмы начали учитывать китайский фактор в своих бизнес-планах.
Однако теперь с этим коммерческим счастьем, возможно, придется распрощаться: дело в том, что в Японию курсировали в основном представители нового среднего класса КНР, которые в значительной мере делали деньги на биржевой игре. Резкий рост их покупательной способности в первом квартале нынешнего года был напрямую связан с фантастическим подъемом фондового рынка Китая — за год (до середины июня) цена акций более чем удвоилась, превысив на пике баснословные 6,7 трлн долларов.
Во всем виноваты иностранцы
Игра становилась все более азартной, везение, казалось, будет вечным, но фондовый пузырь не может надуваться до бесконечности. Котировки на двух китайских биржах в Шанхае и Шэньчжене стали с нарастающей силой катиться вниз 12 июня. К 9 июля они рухнули на 35%, а сумма потерь превысила 3,2 трлн долларов. Экономисты уже подсчитали, что в течение трех недель падения фондовый рынок КНР терял примерно миллион долларов в минуту.
Полное безумие царило 8 июля, когда крупнейшую в Китае фондовую биржу в Шанхае буквально трясло от паники и лихорадочной продажи всего, на что можно было найти хоть какого-то покупателя. Главный индекс Shanghai Composite рухнул почти на 6%. Ударная волна от биржевых потрясений в Китае пронеслась по всему миру. Главный индекс биржи в Гонконге тоже упал примерно на 6%, резко вниз ушли котировки в Токио и на западных фондовых площадках. Стало ясно, что Китай может превратиться в несравнимо более опасную проблему для глобальной экономики, чем шумный, но мизерный по сравнению с ним кризис в Греции.
Разное говорят сейчас о причинах, заставивших зашататься биржи КНР.
По китайской прессе и в национальном секторе интернета гуляют страшные конспирологические версии: рынок, мол, обвалили финансовые диверсанты со зловредного Запада.
Одна из газет намекнула, что этим диверсантом, в частности, мог быть американский банковский холдинг Morgan Stanley.
С другой стороны, ходят слухи, что кризис мог спровоцировать Народный банк КНР, который якобы вывел с рынка очень серьезные суммы и тем самым спровоцировал обвальное падение индексов. Но большинство экспертов в Токио и на Западе считают, что главной причиной стало все же коллективное осознание инвесторами простой истины — китайский рынок максимально перегрет и переоценен, акции не могут стоить так дорого, поскольку ситуация в экономике КНР не так хороша, как кажется.
Рынок дилетантов
Фондовый рынок в Китае не похож на своих собратьев в Японии и на Западе, где главными игроками выступают профессиональные специализированные компании по операциям с ценными бумагами. 85% инвесторов на биржах КНР — это физические лица, простые граждане. Иными словами, судьбу рынка во многом определяют непрофессионалы, численность которых ошеломляет, как и все в Китае, — их более 90 миллионов человек!
Проблема в том, что в КНР не так просто заработать рядовому гражданину, в стране не очень много объектов для вложения денег. До недавнего времени их направляли в недвижимость, но на этом рынке тоже замаячила угроза перегрева, и власти административными рычагами резко ограничили такие возможности.
Акции фондового рынка после этого фактически остались единственным объектом, куда простые китайцы могли принести свои деньги в надежде заработать.
В последнее время в этой армии непрофессиональных игроков стали выделяться молодые люди в возрасте до 40 лет, склонные к крайнему риску. Они брали кредиты в банках и покупали на них непрерывно дорожавшие акции. Затем их продавали, возвращали долг, а разницу клали в кошелек — на ту же поездку в Токио. Акции были и залогом при получении кредитов.
Теперь эти бумаги обесценились, огромные массы людей оказались в ситуации, когда они не могут погасить свои долги. Это чревато социальной напряженностью, которой очень боятся пекинские власти. В китайском секторе интернета уже появились возмущенные записи о том, что вместе с фондовым рынком может рухнуть и господство компартии.
Власти КНР на какое-то время действительно потеряли контроль над ситуацией и 8 июля были вынуждены прибегнуть к административным мерам. Более 500 компаний объявили, что полностью прекращают торги по своим акциям. Это заморозило 45% рынка на общую сумму 2,4 трлн долларов. Когда эти торги возобновятся — неизвестно. В течение полугода запрещено продавать акции крупным игрокам, имеющим более 5% капиталов той или иной компании. Это парализовало еще один крупный сегмент рынка. Выделены почти 42 млрд долларов для покупки акций, чтобы поддержать котировки. Кредитным компаниям приказано не душить мелких игроков и облегчить им условия погашения догов.
Темпы будут падать
Это сбило панику, по крайней мере на время, и котировки 9 июля поползли вверх в той части фондового рынка, где разрешены сделки. Не исключено, что ситуацию удастся стабилизировать, — но это не купирует нарастающее беспокойство о будущем экономики Китая. В нынешнем году все заметнее замедление экономических скоростей. В апреле-мае сокращалась продажа автомобилей по сравнению с ситуацией год назад — а это один из важнейших показателей потребительского спроса. Застой на рынке жилья. Три месяца подряд уменьшаются объемы экспорта и импорта.
В промышленном секторе заметна крайне опасная тенденция к дефляции, когда из-за вялости спроса падают цены на продукцию, что приводит к замедлению производства и сокращению доходов населения. Порочный круг.
В нынешнем году, как ожидается, темпы прироста китайского ВВП будут ниже 7%. Такая цифра была бы пределом мечтаний для многих стран, но для КНР, привыкшей к более внушительным процентам, это весьма болезненная реальность. Исследовательский центр ведущей японской деловой газеты «Никкэй» в первых числах июля опубликовал доклад, в котором предсказывает, что к 2025 году темпы роста китайского ВВП опустятся примерно до 4,1%. Их падение будет сопровождаться нарастанием застойных явлений — сокращением инвестиций, старением населения, нехваткой рабочих рук, низкой производительностью труда, огромным внутренним долгом. Его размеры, по некоторым подсчетам, уже составляют 250% ВВП. Все это очень напоминает сценарий японского застоя — но с важным отличием.
Китай роняет цены на нефть
В затяжной период более низких темпов роста и дефляционной опасности Япония вошла страной с очень крепко стоящим на ногах зажиточным средним классом. Но в Китае бурное развитие экономики может прекратиться на фоне сохранения огромных массивов небогатого или просто бедного населения. Это грозит стране пока еще неведомыми социальными, а то и политическими опасностями.
Ну а окружающему миру, включая Россию, замедление темпов роста в КНР тоже не сулит ничего хорошего. В первую очередь Китай будет закупать все меньше сырья и топлива, что уже сказывается на рынке. Нынешнее падение цен на нефть связано в том числе и с Китаем. Например, эксперты японской государственной Корпорации нефти, природного газа и металлов не исключают, что к началу октября цена на нефть WTI упадет до отметки 45 долларов за баррель.
Ситуация в Китае провоцирует удешевление железной руды и золота, создает крайне серьезную ситуацию на рынке стали. Ее производство в КНР уже сейчас примерно в 10 раз превышает внутренний спрос (японские аналитики полагают, что эта избыточная продукция будет по дешевке брошена на экспорт, что приведет к глобальному обрушению цен).
Пока же на китайском фондовом рынке с опаской ждут 15 июля, когда будут объявлены данные о росте ВВП страны во втором квартале. Недостаточно убедительные цифры могут спровоцировать новый обвал котировок.