В воскресенье стала известна судьба одного из самых влиятельных китайских предпринимателей Гуо Гуанчана, основателя крупнейшей частной инвесткомпании Fosun. Гонконгское подразделение Fosun International Limited сообщило о том, что господин Гуо «оказывает помощь следствию», то есть арестован. Арест предпринимателя эксперты рассматривают как продолжение активной зачистки бизнес-сообщества Китая президентом Си Цзиньпином.
Вечером в пятницу, то есть почти через два дня после исчезновения главы Fosun Group Гуо Гуанчана, гонконгское подразделение его компании, Fosun International Limited, выпустило осторожное заявление, в котором проливается свет на судьбу одного из самых влиятельных китайских предпринимателей. Как следует из заявления, Fosun International «после того, как сделала некоторые запросы, имеет основания полагать, что господин Гуо в настоящее время оказывает помощь в расследованиях, проводимых судебными органами материкового Китая. Господин Гуо имеет возможность принимать участие в принятии решений по важнейшим вопросам компании через соответствующие каналы». По мнению директоров Fosun, расследование не окажет никакого материального ущерба компании.
Таким образом, компания фактически подтвердила факт ареста господина Гуо. Пока остается неизвестным, каким именно расследованиям «помогает» глава Fosun Group, нет информации и о том, насколько господин Гуо непосредственно замешан в тех преступлениях, которые расследуются.
Господин Гуо, не далее как в октябре еще выступал едва ли не официальным представителем всего китайского бизнес-сообщества — в частности, на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель. Тем не менее его имя упоминалось в связи с одним из коррупционных дел. В августе, во время вынесения приговора топ-менеджеру нескольких государственных компаний Вану Цзоннаню, суд, приговаривая его к 18 годам тюрьмы за хищение, упомянул о том, что обвиняемый находился в «недопустимых отношениях» с господином Гуо. Тем не менее никаких официальных и формальных обвинений в адрес владельца Fosun не выдвигалось.
Как следует из слов китайских аналитиков и местных средств массовой информации, задержание господина Гуо означает усиление борьбы нынешнего президента Китая Си Цзиньпина с теми представителями бизнес-сообщества, которые поднялись при прежнем руководстве страны, и, кроме того, новый этап борьбы с так называемой шанхайской группировкой в партии, которая продолжается уже много лет.
«В элите поселился климат страха»,— цитирует лондонская The Sunday Times свой источник в Гонконге, который, по словам газеты, «близок к самым узким партийным верхам». По словам аналитика из Шанхая, если господин Гуо действительно арестован, это «настоящее землетрясение в Шанхае — как политическое, так и деловое». По словам очевидцев, один из самых богатых китайских бизнесменов, владелец Cirque du Soleil, Club Med и недвижимости в Нью-Йорке, был задержан прямо в аэропорту через минуту после того, как его самолет совершил посадку в Шанхае.
Господин Гуо не первый, но, пожалуй, самый крупный представитель китайского бизнеса, который исчез, чтобы позже оказаться в заключении. Одна из крупнейших китайских инвесткомпаний Citic Securities, аналог американского Goldman Sachs, сообщает, что ничего не знает о местонахождении двух своих топ-менеджеров, а китайские СМИ говорят о том, под следствием находится и сам глава Citic Чен Бомин. На минувшей неделе при загадочных обстоятельствах в тюрьме умер еще один видный бизнесмен — Сю Мин. В сообщении для прессы было указано, что 44-летний Сю умер от сердечного приступа, вскрытие не производилось, и он был почти тут же кремирован. Сю оказался в тюрьме за то, что был важным деловым партнером Бо Силая, главного партийного соперника нынешнего китайского президента, арестованного по обвинению в коррупции. Через год после прихода Си Цзиньпина к власти Бо Силай был приговорен к пожизненному заключению, а его жена и вовсе к смертной казни.
Акции публично торгуемых подразделений Fosun пока все еще сняты с торгов на китайских и гонконгской площадках. Fosun Group — одна из самых диверсифицированных частых компаний страны. Ей принадлежит одна из крупнейших фармацевтических фирм страны, а также разнообразные активы в Китае и за рубежом — от сталелитейной компании в Нанкине до садов Ю в Шанхае, объектов недвижимости в США и других странах, не говоря уже о канадском Cirque du Soleil, страховых компаниях и банках в Германии и Австрии и одной из жемчужин деловой недвижимости Нью-Йорка, 248-метровом небоскребе 28 Liberty Street, ранее известном как One Chase Manhattan Plaza.