Кирилл Селезнев отложил в гнездо Тимченко однокурсника

Источник
Геннадий Тимченко готовится продать долю в крупном подрядчике «Газпрома» — «Стройтранснефтегазе». Владельцами второй половины компании оказались знакомые бывшего топ-менеджера «Газпрома» Кирилла Селезнева.
Подрядчик с двумя неизвестными

«Дочка» «Газпрома» «Газстройпром» готовится выкупить последнего и самого закрытого подрядчика монополии из «большой тройки» — «Стройтранснефтегаз» (СТНГ). В 2013–2018 годах на контрактах «Газпрома» СТНГ заработал около 800 млрд руб., журнал Forbes уже несколько лет включает акционеров компании в рейтинг «королей госзаказов», но не указывает их имена: владельцы почти 70% до сих пор были неизвестны.

Половиной подрядчика владеет семья бизнесмена Геннадия Тимченко: 31,5% — у его «Волга Груп», а 18,5% — у родственников, рассказывал он сам РБК. Владельцы другой половины никогда не раскрывались.

Как выяснил РБК, основным партнером Тимченко в «Стройтранснефтегазе» был Алексей Митюшов, однокурсник бывшего топ-менеджера «Газпрома» Кирилла Селезнева по питерскому «Военмеху». А небольшой — «менеджерский» пакет акций — был у бывшего гендиректора компании Владимира Карташяна (возглавлял СТНГ в 2014–2018 годах). Об этом рассказали два источника, близких к подрядчику, и два источника, близких к разным акционерам СТНГ. Митюшов заявил РБК, что был владельцем 47% «Стройтранснефтегаза», но сейчас акционером не является (его слова передал представитель).

Селезнев — близкий соратник главы «Газпрома» Алексея Миллера. Он больше 15 лет входил в правление «Газпрома» и возглавлял «дочку» монополии «Газпром Межрегионгаз». В январе 2019 года советник Селезнева в «Межрегионгазе» Рауль Арашуков был арестован. Селезнев в апреле покинул «Газпром», после чего возглавил «РусХимАльянс» — СП «Газпрома» с «РусГазДобычей», которое займется новым мегапроектом в Усть-Луге стоимостью $13 млрд

Как создавался «Стройтранснефтегаз»

В 2012 году «Стройтранснефтегаз» назывался «Аргус Пайплайн Сервис». Им владели основатели компании — Антон Рэй и его отец Майкл. В 2012 году перед продажей «Аргус» переименовали в ЗАО «Стройтрансгаз» — так же назывался крупнейший подрядчик Тимченко, который строил дороги, мосты и т.д. (форма собственности была ОАО). В 2016 году из-за путаницы между двумя «Стройтрансгазами» компанию вновь переименовали — в «Стройтранснефтегаз».

«Предполагалось, что с появлением новых акционеров «Стройтранснефтегаз» заменит другого крупного подрядчика «Газпрома» — «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, — вспоминает источник, близкий к «Аргус Пайплайн Сервис». — К тому времени Манасир испортил отношения с «Газпромом» и перестал получать подряды, а концерну нужно было строить «Силу Сибири» и «Южный поток».

Акционер из «Военмеха»

Алексей Митюшов — однокурсник Кирилла Селезнева. В 1997 году они вместе окончили Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова («Военмех»). Селезнев подтвердил РБК, что учился с Митюшовым на одном курсе. Митюшов сказал лишь, что ему приятно знать, что он окончил тот же вуз, что и многие уважаемые люди: Владимир Якунин (экс-глава РЖД ), Кирилл Селезнев, Сергей Нарышкин (директор Службы внешней разведки), Геннадий Тимченко.

После института Митюшов около десяти лет проработал в «дочках» «Газпрома», которые курировал Селезнев. В 2003–2007 годы управлял имуществом в «Газпром Межрегионгазе» (Селезнев возглавлял компанию в 2003–2019 годы), в 2007–2012 годы входил в советы директоров энергетических «дочек» «Газпрома» и трех компаний, подконтрольных «Газпром Межрегионгазу». В эти же годы Митюшов возглавлял «Газпромэнерго», а также ОГК-6 и ОГК-2, подконтрольные «Газпром энергохолдингу».

В 2012–2014 году Митюшов уходит со всех постов в газпромовских структурах и начинает собирать строительный бизнес на базе бывших активов монополии. В 2013 году покупает «Салаватнефтехимстрой» (СНХРС), в 2016 году — ООО «Нефтехимремстрой». Обе компании продолжали получать подряды «Газпрома», и за пять лет их выручка превысила 150 млрд руб.

Митюшов также владеет катализаторными заводами, недвижимостью, консалтинговыми компаниями. В 2016 году он стал акционером банка «Финсервис», присоединившись к Эдуарду Карташяну, Наталье Коноваленко и сводному брату Селезнева Ивану Миронову. Митюшов сказал РБК, что с Мироновым они были связаны исключительно рабочими отношениями в рамках деятельности банка.

Коноваленко и Карташян — также выходцы из «Газпрома». Карташян в 2009–2013 годах возглавлял «Газпром Стройтэк Салават», которым владел «Газпром нефтехим Салават», чей совет директоров возглавлял Селезнев. Коноваленко 12 лет курировала экономику и финансы в должности заместителя Селезнева в «Газпром Межрегионгазе» и уволилась в мае 2019 года после его ухода из компании.

Митюшов и Карташян купили 50% «Стройтрансгаза» в 2013 году на Folmar Services (40%) и Capstone Resources (10%), говорят два источника РБК. Офшоры зарегистрированы на Британских Виргинских островах (BVI), чей реестр закрыт и чьи акционеры не раскрываются. Бизнесмены получили акции офшора Антона Рэя Vanstono Limited, который к тому моменту стал владельцем «Стройтрансгаза». В 2015 году доля Folmar в подрядчике выросла до 47,5%, а Capstone снизилась, соответственно, до 2,5%.

Митюшов подтвердил РБК, что владел Folmar Services. «Мне показалось интересным участие в компании, которая обладала компетенциями в реализации проектов по строительству магистральных газопроводов», — объясняет он покупку акций «Стройтрансгаза». Стоимость акций Митюшов не раскрывает, но утверждает, что «располагал собственными свободными средствами».

Митюшов и Кирилл Селезнев заверили РБК, что топ-менеджер «Газпрома» никак не способствовал этой сделке. «Я с ним [Селезневым] на эту тему даже не разговаривал», — утверждает Митюшов.

Связаться с Владимиром Карташяном не удалось.



Не владельцы, а пайщики

В январе 2017 года Folmar и Capstone в списке владельцев компании сменил закрытый фонд под управлением УК «Меркури Кэпитал Траст», рассказывают два источника, близких к СТНГ. Митюшов подтвердил РБК, что в начале 2017 года передал акции в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), но управляющую компанию не назвал.

Передав акции в ЗПИФ, человек больше не является бенефициаром компании, говорит партнер Bryan Cave Leighton Paisner Антон Панченков. При этом он становится пайщиком и выгодоприобретателем фонда, можно сказать, бенефициаром ЗПИФа, указывает он.

Срок действия ЗПИФа ограничен, после его истечения активы фонда продаются, а пайщики получают деньги от их реализации, добавляет юрист.

Два собеседника РБК, близких к разным акционерам СТНГ, говорят, что выгодоприобретателями ЗПИФа остаются Митюшов и Карташян.

Несколько лет назад после объявленной в России деофшоризации некоторые бизнесмены стали структурировать владение активами через ЗПИФы, рассказывает Панченков. Они рассматривают закрытые фонды как условный аналог иностранных фондов и трастов (тех, где владелец актива не имеет право давать указания трасти, а тот управляет трастом в интересах клиента, но по своему усмотрению).

Поэтому обычно управлением акций, переданных в ЗПИФ, занимается УК, лояльная пайщикам фонда, говорит юрист.

УК «Меркури Кэпитал Траст» была зарегистрирована в сентябре 2005 года, сейчас ею владеют Дмитрий Степанов, Тимофей Котенев и Дмитрий Кузнецов. УК также работала с Мироновым: в 2017 году ЗПИФ под ее управлением заменил две его офшорные компании, которые владели акциями АБ «Россия» и компанией «Вариант Северо-Запад».

Дмитрий Степанов отказался разговаривать с РБК, с другими владельцами УК связаться не удалось. Представитель «Меркури» не ответил на запрос.

Карташян, Митюшов и Елена Коноваленко с 2013 года и до сих пор занимают три кресла из шести в совете директоров «Стройтранснефтегаза», говорят два близких к СТНГ собеседника. Все трое проработали в совете директоров с осени 2013 года и минимум до февраля 2019 года, говорится в отчете «Финсервиса». Митюшов сказал РБК, что отсутствие акций СТНГ не мешает ему оставаться в совете директоров: он является независимым директором.

Хорошие отношения без рабочих вопросов

Селезнев называет отношения с Митюшовым приятельскими. «Общего бизнеса и общих рабочих вопросов у нас нет», — сказал РБК топ-менеджер. Митюшов это подтверждает: «Я поддерживаю с ним хорошие отношения, но друзьями мы не являемся. Совместных проектов и компаний у нас нет».

У Кирилла Селезнева мог бы возникнуть конфликт интересов, если бы он находился с Митюшовым в близких отношениях и влиял на выбор подрядчиков «Газпрома», говорит руководитель петербургского офиса Transparency International Дмитрий Сухарев.

Выбор подрядчиков для проектов «Газпрома» никогда не входил в список служебных обязанностей Селезнева, сказал РБК его представитель.

Подрядчик без синергии

Тимченко покупал половину «Стройтрансгаза», чтобы вместе с партнерами создавать крупный строительный холдинг. До 2015 года все шло по плану: Тимченко, Михаил Кенин, Максим Воробьев и Газпромбанк получили доли в Stroytransgaz Holding (STG Holding), который через офшор Patel group в 2013 году купил 50% «Стройтрансгаза», а через некоторое время стали владеть пакетами акций в «Стройтрансгазе» напрямую. Партнеры получили пакеты пропорционально долям в STG Holding: Тимченко — 31,5%, Газпромбанк — 10%, Кенин (выкупил долю Воробьева) — 8,5%.

Но синергии между активами не случилось, бизнесмен отказался от создания холдинга и продал доли в СК «Мост» и ГК «АРКС», оставшись акционером двух «Стройтрансгазов».

В марте 2015 года Кенин и Газпромбанк вышли из «Стройтрансгаза», продав 18,5% панамской Nowata Development Corp. На один день, когда фиксировалась сделка, адрес регистрации Nowata совпадал с адресом связанного с Тимченко офшора Brintamos Group. Затем адрес изменился.

В начале 2015 года Тимченко начал деофшоризацию бизнеса. В это время 31,5% «Стройтрансгаза» получила «Волга Груп», а владельцем 18,5% стало АО «РКВ Инвест», рассказали РБК два источника, близких к подрядчику.

«РКВ Инвест» была создана в октябре 2015 года, ее учредитель и владелец по данным на август 2019 года — Анатолий Ермолаев, гендиректор — Александр Сапожников. Ермолаев — бывший гендиректор ООО «Алма Холдинг», долей в котором владеет «Волга Груп». Сапожников — бывший директор по аудиту «Стройтранснефтегаза». Ермолаев отказался отвечать на вопросы РБК, Сапожников не ответил на переданные вопросы.

Несовпадение взглядов

У Тимченко и второй группы акционеров не совпали взгляды на управление компанией, рассказали РБК три источника, близких к подрядчику. При этом пакеты акций всегда распределялись 50% на 50%, акционерного соглашения не было, у председателя совета директоров не было права вето, указывают двое из источников.

«Волга Груп» требовала сократить расходы, повысить эффективность, и в основном от Тимченко в «Стройтранснефтегаз» приходили финансисты, вспоминает источник, близкий к компании.

Весной 2014 года зять Тимченко Глеб Франк возглавил совет директоров «Стройтрансгаза» (занимал этот пост до середины 2018 года), рассказали два источника, близких к Тимченко и «Стройтрансгазу». При этом гендиректором в это же время был представитель второй группы акционеров — Владимир Карташян.

Франк требовал от менеджмента повысить маржу, не поддерживал стратегию диверсификации. «Второй группе акционеров это не нравилось», — вспоминает один из них.

В 2017–2018 годах две группы акционеров предлагали друг другу выкупить у них половину СТНГ и консолидировать компанию, но не сошлись в цене, сделка не состоялась, говорят три собеседника РБК, близких к подрядчику.

Сколько может стоить «Стройтранснефтегаз»

Портфель заказов «Стройтранснефтегаза» на конец 2018 года составлял около 190 млрд руб., рассказывает один из собеседников РБК. Но основа портфеля — заказы самого «Газпрома», поэтому оценивать компанию по объему заказов «было бы странно», говорит другой источник, близкий к подрядчику.

Обычно строительные компании оцениваются по мультипликатору в пять EBITDA, но бизнес СТНГ связан с единственным заказчиком, так что компания может стоить четыре EBITDA без учета долга, сказал РБК старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. EBITDA «Стройтранснефтегаза» в последние пять лет (2014–2018 годы) колебалась от 2 млрд до 21 млрд руб. и в среднем составляла 11,2 млрд руб. в год, говорит человек, близкий к компании, то есть без долга СТНГ может стоить около 45 млрд руб. На конец 2018 года подрядчик должен был банкам примерно 20 млрд руб., большую часть (около 15 млрд руб.) — ВБРР, говорит один из собеседников РБК. СТНГ — заемщик банка, подтвердил человек, близкий к ВБРР, представитель банка не ответил на запрос РБК.
Персоны Компании
Александр Плутник сначала думает о подчиненных и лишь потом - о дольщиках
Думский комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении важный законопроект. Цель будущего закона, как указывается в сопроводительных документах - - обеспечить финансовую устойчивость АО «Дом.рф». У неосведомленных граждан эта новость, безусловно, вызовет удивление. В самом деле, что это за такая фирма – «Дом.рф»? Не «Росатом», не «Газпром», не «Ростехнологии», а ради финансовой устойчивости «Дом.рф» необходим аж целый федеральный закон!
Клан Арашуковых приготовили к новым посадкам
Московский десант летит в КЧР за правоохранителями, близкими к экс-сенатору
Александр Фридман наварился на голодных школьниках
Единственный сын миллиардера Михаила Фридмана в новом документальном проекте Forbes рассказал о том, как заработал первые деньги. Сначала он продавал собственные картины, а затем — еду голодным старшеклассникам  
Алексей Миллер чересчур натемнил со сделками
Самой интересной скидкой минувшей «черной пятницы» на мировых рынках стал 13-процентный дисконт, с которым неизвестный покупатель приобрел на Московской фондовой бирже 3,59% квазиказначейских акций «Газпрома». Сделка ценой в 188 млрд руб. должна «подстегнуть» рост стоимости бумаг в ближайшей перспективе – на это, во всяком случае, рассчитывают топ-менеджеры госкорпорации, и с ними солидарны многие эксперты.
Как Алексей Миллер крышевал своего подчиненного
Это третий за последние два месяца материал нашей газеты о бывшем главе ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилле Селезневе. В первом («Наша Версия» № 36 (711) от 23.09.2019) рассказывалось о том, как «команда дельцов» зарабатывала на благотворительной программе «Газпром – детям». Второй («Наша Версия» № 43 (718) от 11.11.2019) раскрывал схемы прогона средств программы импортозамещения «Газпрома».
Однажды в "Газпроме"
Кирилл Селезнев играл роль консильери при Алексее Миллере?
«Еще 1,2 миллиона Евро я платил министру»
Откровения кровавого Джако
Михаил Мень станет царем мусорной горы
Денис Буцаев — глава компании «Российский экологический оператор», курирующей мусорную реформу с февраля 2019 года, ушел в отставку. Его может сменить экс-глава Минстроя и ЖКХ Михаил Мень. 
Аркадий Ротенберг продал «Стройгазмонтаж» не пойми кому
Миллиардер Аркадий Ротенберг продал крупнейшего подрядчика «Газпрома» компании, зарегистрированной за несколько месяцев до сделки. Ее единственный учредитель до этого владела десятью компаниями, девять из которых прекратили существование
Николай Басков – прокурорский подарок
Как надзорник Зураб Афалунов «вручил» певца Раулю Арашукову
Шесть квартир, два дома и 70 соток: как Алина Кабаева стала соседкой Юрия Чайки
Олимпийская чемпионка и бывший депутат Госдумы Алина Кабаева
Мать Алины Кабаевой снимает шале рядом с сочинской «резиденцией» Медведева меньше чем за 300 рублей в день
Любовь Михайловна Кабаева (так же зовут мать олимпийской чемпионки Алины Кабаевой) и еще 11 арендаторов, включая несколько юрлиц, с 2010 года платят за землю в сочинском селе Эсто-Садок
Алина Кабаева приобрела участок на Рублевке. Стоимость недвижимости ее семьи достигла 1,25 млрд рублей
На Кабаеву и ее родных оформлены 6 квартир, два дома и 70 соток земли в четырех регионах
От главы «Газпрома» до «Ландромата»
МВД разрабатывает Алексея Соболева – персонального юриста самой крупной «прачечной»
Холодный отжим
Как в уголовном деле полковников ФСБ оказались бывшие госбанкиры и причем здесь противостояние между Алексеем Кудриным и Игорем Сечиным
Цесаревичи успеха
Дети российской элиты владеют квартирами на миллиарды рублей, выяснило издание. Уже в молодом возрасте они стали собственниками недвижимости, на которую большинству граждан не заработать за всю свою
Герман Греф положил глаз на доходы Анатолия Вирганского
ФНС оценила обязательства «Ямал Петросервиса» в 374 миллиона
Аркадий Ротенберг еще помашет мастерком на стройках века
Аркадий Ротенберг называл Крымский мост своим последним крупным проектом. Но когда переправа между Таманью и Керчью заработала, он передумал уходить с большой стройки