Саратовский завод автономных источников тока (ООО "Завод АИТ"), находящийся под наблюдением в рамках банкротного процесса, заявил о заинтересованности в стабильной работе предприятия.
При этом на главу его совета директоров Александра Ежова, который долгие годы пытается спасти завод от банкротства, совершаются целенаправленные атаки в СМИ, который могут носить заказной характер. А стоять за всем этим может госкорпорация "Росатом", которую, как считается, все еще может контролировать вездесущий замруководителя АП Сергей Кириенко.
Подробности - в материале The Moscow Post в Саратовской области.
Как утверждают злые языки, еще несколько лет назад к Ежову, зная о проблемах его предприятия, могли приезжать люди – предположительно, из "Росатома", с навязчивыми предложениями "поделиться" активом. На что тот, ожидая полного дерибана завода, якобы отвечал отказом.
В тот момент заводчане думали, что исправить ситуацию мог бы крупный инвестор. И, в конце концов, он нашелся – им стал "Трансмашхолдинг" одиозных бизнесменов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они зашли в структуру через свою "дочку" ООО "ТМХ-Энергетические решения". Но зашли, что называется, "с черного хода" – сначала предоставив средства под залог, а потом войдя в основной капитал ООО.
Скоро появилось предположение, что они нацелены на поглощение всего завода. Тем более, что, по слухам, Махмудов и Кириенко постоянно "дружат против кого-то".
Предприятие много лет не вылезает из долгов, несмотря на то, что производит востребованную продукцию – аккумуляторы и батареи. Долгие годы председатель Совета директоров компании Александр Ежов пытался исправить положение, постоянно ощущая на себе давление кредиторов.
В этой ситуации неизбежно возникают долги по зарплате перед сотрудниками. Несмотря на то, что Ежов пытался найти финансирование и решить проблему, в какой-то момент на него натравили Инспекцию по труду Саратовской области. Стало ясно, что следующим шагом может быть возбуждение уголовного дела. А дальше с заводом могли сделать все, что угодно – просто пустить с молотка, выставив весь коллектив на улицу.
В результате Ежову пришлось пойти на жертвы: в 2017 году, находясь под колоссальным давлением, он передал свои доли предпринимательнице Валентине Бондаревой, которая якобы обещала найти финансирование. Сам он остался во главе Совета директоров, а Бондарева действительно сумела найти спонсоров, чтобы погасить долги по зарплате.
Инвестором стало ООО ТД "Локотех" – структура машиностроительного гиганта "Трансмашхолдинг" Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Считалось, что их помощь может спасти завод. Но деньги дали не просто так, а под залог долей Бондаревой. В результате же обременение сняли, но ни о каком спасении не могло быть и речи.
Ведь вместо этого ТД зашел в ООО уже на правах полноправного совладельца 50% акций структуры. Т.е. это, скорее всего, была просто "обманка", а никакая не помощь.
Проникновение "Росатома"
И тут начались главные проблемы. Судя по всему, помогать заводу никто не собирался – похоже, его хотели прибрать к рукам. Потому что практически сразу после снятия обременения в 2021 году ТМХ передал пакет от ТД "Локотех" в другую свою дочернюю структуру ООО "ТМХ-Энергетические решения".
И тут то и крылся главный сюрприз для Александра Ежова и всего коллектива. В начале 2022 года в капитал ООО "ТМХ-Энергетические решения" с долей в 25% неожиданно вошла дочерняя структура госкорпорации "Росатом" - АО "Русатом Оверсиз". Как раз в это время шло повальное окучивание "Росатомом" темы развития производства литие-ионных батарей, аккумуляторов и зарядных устройств. Это огромный рынок и небывалые прибыли.
Еще в марте 2021 года компания "Рэнера", входящая в топливный дивизион "Росатома", купила 49% южнокорейского производителя литий-ионных батарей Enertech International. Но ныне с иностранным бизнесом у россиян сложности.
А в 2022 году, после волны санкций в связи с началом СВО "Росатом" начал проектирование на территории Балтийской АЭС в Калининградской области одного из крупнейших в России производства литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей для электромобилей.
Но это строить с нуля. А тут целый завод по производству автономных источников тока, да еще проблемный. Можно урвать кусок, надавив на Ежова и выставив его главным источником проблем. По сути это может быть выверенной и достаточно тонкой попыткой рейдерского захвата структуры.
Комаров садится на завод
Ставшее совладельцем завода через участие ООО "ТМХ-Энергетические решения" АО "Русатом Оверсиз" – весьма примечательная дочка "Росатома". Но особенно примечательно, что 100% ее капитала принадлежит АО "Атомэнергопром". А ей руководит Кирилл Комаров, причем с 2010 года - т.е. это человек именно Сергея Кириенко.
Через АО "Атомэнергопром" - проходят колоссальные ресурсы. Одна только стоимость активов - 1,6 трлн рублей. Чистая прибыль по итогам 2021 года - 44 млрд рублей, за год до этого - 90 млрд рублей. АО выступало поставщиком по госконтрактам на 110 млрд рублей, заказчиком - на 334 млрд рублей. Завод АИТ может стать крупным контрагентом "Атомэнергопрома".
При этом Комаров и сам по себе человек влиятельный. С 2014 по 2021 год он выступал учредителем ООО "Союза машиностроителей России". Председательствует в этой структуре не кто-нибудь, а глава "Ростеха" Сергей Чемезов.
Возможно, именно вероятная близость к двум таким тяжеловесам, Сергею Чемезову и Сергею Кириенко, дает ему большой простор для маневра. И не только ему лично. Похоже, он может пристраивать на хлебные должности и свою родню.
У "Росатома" есть медицинское подразделение - АО "Русатом Хэлскеа". В феврале 2022 года АО приобрело 25% в крупном медицинском холдинге "Медскан", принадлежащем бизнесмену с неоднозначной репутацией Евгению Туголукову. Ранее его пытались связывать с ныне уехавшим из страны Анатолием Чубайсом.
А незадолго до этого, в январе 2021 года гендиректором АО "Русатом Хэлскеа" стала Наталья Комарова - вероятно, близкая родственница Кирилла Комарова. Ранее она десять лет трудилась в Центре развития здравоохранения "Сколково". Само Сколково оказалось черной дырой для Российского бюджета. И как тут не вспомнить, что в свое время его пиарили и Анатолий Чубайс, и Сергей Кириенко - обоих в разное время причисляли к т.н. либеральной когорте.
Так что покупка 25% делалась, скорее всего, под госпожу Комарову, или под самого Кирилла Комарова. Теперь же под его контролем может оказаться все направление по развитию литие-ионных аккумуляторов "Росатома", включая прихваченное ООО "Завод АИТ".
Банкротство как цель и средство
Сейчас у завода АИТ все также много долгов, а его убыток за 2021 год составил 153 млн рублей. По состоянию на февраль 2023 года судом приняты обеспечительные меры в отношении 66 объектов имущества предприятия - включая здания, цеха, заводоуправление. Счета завода заблокированы со стороны ФНС. Идеальное время, чтобы прибрать его к рукам для заинтересованных сторон.
Процедура наблюдения была введена в декабре 2022 года, и тогда же назначен и арбитражный управляющий - Григорий Авдеев. С высокой долей вероятности, это человек Махмудова или Кириенко - ресурсов повлиять на его назначение у них достаточно.
Он неоднократно выступал конкурсным управляющим - при его участии распродавались предприятия с долгами на сотни млн рублей. Судя по всему, он же, Авдеев, участвовал в деле с банкротством знаменитого петербургского "Метростроя".
Тогда, напомним, временно управляющий Григорий Авдеев подал заявление о привлечении бывших руководителей компании Николая и Вадима Александровых к субсидиарной ответственности. И по его же жалобе ранее провели проверку возможных фактов преднамеренного банкротства. Об этом писал "Коммерсант". Сказать, что это похоже на давление с желанием убрать неугодных "с поляны" – не сказать ничего.
Скорее всего, также будет и здесь: если завод окончательно обанкротят, то субсидиарную ответственность по долгам повесят на Ежова и Бондареву, а доли Бондаревой, отойдут ООО "ТМХ-Энергетические Решения". И будет еще хорошо, если на них же не попытаются повесить якобы преднамеренное банкротство.