Центробанк отозвал лицензию у очередной крупной организации. Лопнувший «БФГ-Кредит» входил в Топ-100 российских банков с активами в 43 миллиарда рублей. ЦБ констатировал, что банк почти полностью лишился своего капитала. Выяснилось, что «БФГ» обслуживал крупнейшие отечественные телеканалы и занимался редкой для российских банков деятельностью: спонсировал съемки фильмов и телесериалов. Сказалась любовь владельца организации Юрия Глоцера к искусству.
Важнейшее из банковских искусств
Очередной отзыв банковской лицензии для России уже давно не является громкой новостью, ЦБ около трех лет занимается активной банковской чисткой. Однако крах «БФГ-Кредита» достоин занять отдельное место в ряду канувших в небытие кредитных организаций. Она была достаточно крупной и входила в первую сотню российских банков, правда, занимала там лишь почетное 99 место.
Активы банка на начало июля составляли 43 миллиарда рублей. Но как сообщил ЦБ, к нынешнему моменту капитал банка исчез, дыра оказалась не менее 40 миллиардов. То есть реально же существует максимум 3 миллиарда рублей. Меньше 10% от всех активов банка. Куда делись деньги, как обычно, загадка. И, вероятно, отгадывать ее придется следователям.
Забавно, что регулятор обратил внимание на проблемы банка еще весной. В апреле Центробанк ввел в «БФГ-Кредит» временную администрацию и отключил его от системы электронных платежей. Иначе говоря, обескровил банк, лишив его возможности совершать любые трансакции. Правда, через несколько дней снова подключил. Казалось, что банк будет санирован, но надеждам клиентов не суждено было сбыться. Заодно выяснилось, что банк подвела любовь к кино.
Камера, мотор, банкрот!
«БФГ-Кредит» был немногим из российских банков, который специализировался на выдаче кинокредитов. Более того, в группу входила собственная киностудия «БФГ-Медиа-Продакшн». Судя по официальному сайту компании, она много лет снимала самые разные фильмы – в основном телесериалы. Хотя были и широкоэкранные. Например, триллер «Консервы» позорно провалившийся в прокате. При бюджете в 3 миллиона долларов сборы составили около двух миллионов. Эту выручку нужно поделить на два, потому что половину кассы забирают кинотеатры.
Однако основной профиль деятельности – теленовеллы. Вряд ли киноману что-то скажут такие названия как «Личная жизнь доктора Селивановой», «Путейцы-2» или «Путейцы-3». Зато домохозяйки и любители тележвачки, наверняка, эти творения знают. Оставим в стороне вкусы, о которых не спорят. Поговорим о деньгах, о которых спорить можно и нужно.
До некоторого времени съемки телесериалов были делом прибыльным. Готовый продукт покупают телеканалы, которые в свою очередь собирают рекламные деньги. Если сериал рейтинговый, значит и заработать на нем можно очень прилично. Плюс после показа выпустить сериал на ДИВИДИ. Что-то пошло не так вместе с кризисом, когда доходы от рекламы стали падать. Неудивительно, что у банка, на чьи деньги снималось телемыло, начались проблемы.
«БФГ-Кредит» не скрывал, что много лет давал деньги на съемки сериалов и фильмов, выделяя иногда 10-12 миллионов долларов. Кто-то гасил кредиты. А кто-то, судя по всему, нет. Активнее всего банк занимал крупнейшим российским телеканалам – ВГТРК и Первому каналу, где и крутились телесериалы студии «БФГ». Заодно телекомпании, а также агентство «Россия Сегодня» держали в этом банке свои деньги, в районе 10 миллиардов рублей. Кстати, клиентом банка был и МИД, у которого в этой организации зависло 4 миллиарда рублей. Внешнеполитическому ведомству, вообще, не везет с банками. Помимо «БФГ» он хранил 6 миллиардов рублей в печально знаменитом «Внешпромбанке».
Но вернемся к нашим кинобаранам. Частные банки обычно не очень охотно кредитуют кинобизнес. Слишком много рисков. А, вдруг, фильм провалится в прокате или не заработает деньги на телепоказах. Кроме того, большие сложности с залогом. За долги можно забрать промышленное предприятие или недвижимость. А тут брать нечего. Допустим, перейдет в собственность банка фильм. И что с ним делать? Смотреть? Поэтому кино в России снимается либо на государственные деньги, либо на вложения с которыми инвестор всегда готов проститься навсегда. Видимо, основной владелец «БФГ» слишком любил искусство, раз не учитывал эти риски. О нем стоит поговорить отдельно.
Писатель и ростовщик
Главный бенефициар группы «БФГ» - российский бизнесмен Юрий Глоцер. Большой любитель кино. А также член Союза журналистов, автор рассказов и эссе. О нем известно не так много. Многим, конечно, памятно убийство его брата Иосифа. Он был совладельцем нескольких московских ресторанов и клубов и в конце 90-х погиб от пули киллера на выходе из легендарного столичного стриптиз-клуба «Доллс». Убийца – знаменитый член Орехово-Медведковской ОПГ Алексей Шерстобитов, известный по кличке «Леша Солдат». На суде он рассказал, что заказали Иосифа Глоцера, якобы, за драку с известным предпринимателем Александром Таранцевым.
Другая история, где всплывало имя Юрия Глоцера – большой скандал с его микрофинансовой организацией, которая брала бешеные проценты с пенсионеров. Выяснилось, что некая компания под названием «Мини-Займ Экспресс» выдает деньги под 2800% годовых. Пикантность этому придало то, что кредиты раздавались в отделениях «Почты России», куда в основном приходят пожилые граждане, люди не обладающие даже малой толикой финансовой грамотности. Стало известно, что «Почта России» лишь посредник, а «Мини-Займ» принадлежит Юрию Глоцеру. Скандал дошел до вице-премьера Аркадия Дворковича. Но, судя по всему, был спущен на тормозах.
Конец фильма
Похоже, в этот раз Юрию Глоцеру повезло меньше. Банка у него теперь нет. Друзей по несчастью тоже, потому что, если верить источникам, медиакомпании успели вывести из его организации деньги. Среди пострадавших, как водится государство, которое выплатило обычным вкладчикам банка-погорельца 21 миллиард рублей. Помимо сложных отношений с финансовыми властями у бизнесмена появились проблемы с недвижимостью в Москве. По данным СМИ, на нее началась рейдерская атака силами злоумышленников, привлекших к этому дело чеченский суд.
Сам Глоцер, как заявил известный банковский аналитик Максим Осадчий, счел необходимым покинуть родную страну. Если это так, то «кина» в России по всем известным причинам, для него больше не будет. И все-таки пока непонятно, можно ли считать ли это развязкой детектива с элементами триллера. И очень хочется узнать, что будет написано в титрах по поводу всех исполнителей главных ролей и, конечно, режиссера.