Многоэтажки растут на руинах мультиплекса, построенного специально для показа авторского кино. И происходит все это явно не без участия председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Рассчитывал ли он на квартиру в новом ЖК? Неизвестно. Но, по мнению адвоката Юрия Соловья, кому как не Михалкову знать полную историю превращения общественного киноцентра в частную стройплощадку?
В октябре исполнится три года с момента завершения работ по сносу культового киноцентра «Соловей» на Дружинниковской улице. Теперь над округой возвышаются четыре почти достроенных «гвоздя» по 20 этажей в каждом. Однако жители соседних домов все еще помнят слова Никиты Михалкова, который намеревался защитить кинотеатр от уничтожения.
«Было бы нелепо, если бы я, как председатель Союза кинематографистов, не защищал этот кинотеатр. Это один из самых крупных киноцентров с большим количеством залов... Я не могу предполагать, что там будет построено что-то другое, и, конечно, буду защищать киноцентр столько, сколько смогу. Я буду отстаивать киноцентр «Соловей», поддерживать 100 тыс. человек, которые подписали письмо с просьбой не разрушать то, что сейчас есть», – заявил Никита Михалков на Петербургском международном культурном форуме в 2019 году.
Что же получается, не смог? Или в этой истории сыграли свою роль «маленькие тайны и постыдные секреты», о существовании которых упомянул на съезде Союза кинематографистов в 2009 году «адвокат в мятом пиджаке» Юрий Соловей, чья фамилия загадочным образом совпадала с названием киноцентра? По его словам, ранее он выступал в судах со стороны новых собственников ЗАО «Киноцентр», оформлял все документы, в том числе связанные с продажей акций, принадлежавших союзу.
«Оставили коридоры и лестницы»
У киноцентра, на месте которого возводят высотки, не такая уж и долгая история. Его построили в 1989 году — то есть на момент, когда было принято решение о сносе, зданию едва исполнилось 30 лет. Для настолько крупного и значимого культурного объекта - разве это срок? «Соловей» считался самым большим и популярным кинотеатром России и Восточной Европы в 2012–2019 годах. В 24 залах ежедневно проходил показа около 50 картин (всего за 30 лет работы было проведено более 325 тысяч сеансов). Небольшой возраст сыграл против сохранения здания советского модернизма. Его пробовали защитить, через признание киноцентра «Соловей» на Красной Пресне объектом культурного наследия. Но по закону зданию должно быть не менее 40 лет.
Строили центр на средства Союза кинематографистов СССР для всесоюзного творческого объединения «Киноцентр». В основном кинотеатры строились с большим основным залом. Но начало появляться авторское кино, которое заведомо имело меньшую аудиторию. 24 зала — крупнейшая площадка в Восточной Европе позволяла показать одновременно много лент, в том числе и организовать повторные показы. Все это — прямо у выхода из метро кольцевой линии. Что еще стоило тут разместить, как не храм современного искусства?
Позднее здание перешло в собственность акционерного общества, учрежденного союзами кинематографистов из бывших союзных республик. В числе учредителей был и Союз кинематографистов России, возглавляемый Михалковым. Впоследствии он вышел из уставного капитала АО. Как удобно! В АО обществу не видно, как от профессионального союза имущество поплыло мимо берегов Кипра и Британские Виргинских островов, не без упоминания бизнесменов Эдуарда и Вадима Меркиных.
Как заявил на том скандальном съезде Союза Юрий Соловей, цена вопроса составила 6 млн долларов. «Все имущество было продано, подарено, сдано в аренду, а вам [союзу] оставили лестницы и коридоры», — добавил он. После продажи акций здание стало полностью частным. Ну а спустя несколько лет, видимо, когда вышли сроки исковой давности, последовал его снос ради строительства элитных «человейников», торчащих в панораме города, словно гвозди. 24 кинозала для авторского кино, спрос на которое должен был поддерживать кинематографистов, разменяли на 20 этажей жилья и ушедшие в неясном направлении несколько миллионов долларов.
Ежегодно киноцентр на Красной Пресне посещали порядка 1,6 млн человек. О том, где теперь будут показывать российское авторское кино, которому и раньше было сложно встретиться со своим зрителем, инициаторы сноса «Соловья» явно думали в последнюю очередь. Вот и сейчас здания, больше подходящие для доминанты над невысокой застройкой где-то в новых районах или за третьим кольцом, врезаются в панораму. Прежде этажность киноцентра шла на понижение к метро и скверу, а ярким акцентом была высотка на Баррикадной. Теперь о градостроительной логике здесь рассуждать не придется — разве что печалиться.
Сомнительный «рай»
Сдача жилого комплекса SkyView намечена на II квартал 2024 года. Застройщик АО «СЗ Киноцентр» позиционирует его, как «эдем в мегаполисе». Всего в четырех башнях будет 304 апартамента площадью от 43 до 390 кв. м. Самый дешевый лот, который нам удалось найти на сайтах по продаже недвижимости, – 44 «квадрата» (1 комната) за 39 млн рублей.
«В жилом комплексе Скайвью нет места для скуки и безделья. Займитесь спортом в фитнес-зале с качественными тренажерами и бассейном, отведайте блюда мирового класса в ресторанах, снимите стресс после напряженного рабочего дня в турецких банях, порадуйте себя походом в спа-салон — в проекте Sky View все удобства созданы для вас» - продолжает обещать застройщик. При этом скромно умалчивает, что мест для простой прогулки рядом с домом у владельцев апартаментов может не оказаться.
Стадион «Красная Пресня», так контрастно обозначенный на сайте застройщика, как зеленая зона, в скором времени может быть переоборудован. Все в том же 2019 году власти отправили на доработку проект строительства в этом месте крытой ледовой арены, который, пусть и с изменениями, может быть воплощен в жизнь. Площадку, где сейчас местные жители учат своих детей футболу и играют сами, планируют перестроить в модное мультипространство. Останется ли там зеленая зона и место детским футбольным клубам? Или им тоже ехать в Новую Москву куда еще недавно хотели как раз вывезти чиновников? Кстати, про них. Есть в 5 минутах «Пресненский детский парк». Но из-за близости к Белому дому по причинам безопасности его закрывают в ночное время. В итоге у жильцов SkyView для прогулок остается лишь площадь перед высоткой на Баррикадной (которую сложно назвать зеленым уголком), парк у метро, либо зоопарк. При всей его значимости для культурной жизни москвичей и гостей столицы — вряд ли его можно рассматривать как место для ежедневного отдыха. Запах животных, платный вход, ограниченное время работы, и невероятное число посетителей — не очень похоже на зону ежедневных прогулок или место для пикника богатых покупателей элитки. Такая странная схема зеленого окружения Skyview на Пресне может вводить покупателей в заблуждение.
Кроме того, стоит добавить, что по закону апартаменты — это нежилые помещения. Технические требования к ним существенно ниже, а вот налог на имущество — выше. Если на квартиру он составляет 0,1%, то за апартаменты необходимо оплачивать 0,5-2% от стоимости. Решения по содержанию общего имущества принимаются без участия собственников, но капитальный ремонт здания, когда он потребуется, будет оплачиваться из кармана жильцов.
Ну и, пожалуй, самый важный момент: если помещения в четырех гигантских домах-«свечках» имеют статус апартаментов, проект их возведения не предполагает строительства поблизости школ, детских садов и поликлиник. Справедливости ради стоит отметить, что застройщик Level нового ЖК Skyview обещает, что в нем будут помещения для детских кружков и секций. Но насколько они будут пригодны для постоянного пребывания детей?
Словом, после сдачи домов нагрузка на инфраструктуру Красной Пресни может заметно увеличиться. Вопрос о том, кто разрешил продажу и допустил снос уникального киноцентра, прозвучит еще не раз. Ведь именно сейчас Генпрокуратура начинает внимательно перепроверять основания, на которых значимые объекты меняли собственников. Захотят ли покупатели рисковать большими средствами с учетом сомнительной юридической основы, истории разрушения выдающегося кинотеатра и сомнительного архитектурного облика апартаментов?