На Европу и Северную Америку приходится больше 50% выручки «Лаборатории Касперского». Падение продаж в этих регионах IT-гигант старается компенсировать за счет России и Ближнего Востока.
«Решение Европейского парламента потворствует киберпреступности в Европе», — написал в четверг на своей страничке в Instagram миллиардер Евгений Касперский, основатель и глава «Лаборатории Касперского». Так эмоционально он прокомментировал резолюцию, принятую накануне. В ней депутаты Европарламента заявили о необходимости защищаться от киберугроз, исходящих от таких стран как Россия, Северная Корея и Китай, а в качестве потенциально вредоносного ПО назвали продукции «Лаборатории Касперского».
В ответ на резолюцию Евгений Касперский заявил о прекращении сотрудничества с европейскими правоохранительными органами, в том числе с Европолом и проектом NoMoreRansom (совместный проект «Лаборатории Касперского» и компании Intel по борьбе с вирсусам-шифровальщиками). Решение было принято, несмотря на то, что резолюция не имела законодательной силы. В то же время, по словам Касперского, «лицемерный способ, которым это было сделано, абсолютно неприемлем».
Возможно, следующим шагом станет полный запрет на использование продуктов компании в Европе. С таким предложением в апреле этого года выступила евродепутат от Польши Анна Фотыга. В проекте резолюции о противодействии российской пропаганде говорилось о необходимости исключить «потенциально опасные программы и устройства и запретить те, что были подтверждены как вредоносные, такие как «Лаборатории Касперского».
Отказ от работы с европейскими правоохранителями может существенно ударить по размерам выручки компании в регионе, на который приходится больше трети ее доходов. В 2017 году выручка «Лаборатории Касперского» приблизилась к $700 млн, что на 8% больше, чем годом ранее. В то же время объем продаж в Европе упал на 2%, а в США и Канаде — на 8%. В финансовом отчете компании за 2016 год указано, что на Северную Америку приходилось 24,5%, а на Европу — 36,5% продаж компании. Более свежих данных в «Лаборатории Касперского» не предоставили. Нарастить выручку удалось за счет роста продаж в первую очередь в России и странах СНГ (+34%), а также на Ближнем Востоке, Турции и в Африке (+31%).
По данным компании Opswat, специализирующейся на кибербезопасности, «Лаборатория Касперского» занимает девятое место среди крупнейших производителей средств защиты от вредоносных программ. В мае ее доля составила 4,86% против 4,5% в августе прошлого года, когда компания замыкала рейтинг.
В июле 2017 года Белый дом исключил российскую компанию из списка поставщиков программного обеспечения, чья продукция одобрена для использования госструктурами США. К концу года все госорганы в стране должны были полностью отказаться от использования активирусов «Лаборатории Касперского». Тогда же было запрещено использовать продукцию компании в Латвии, а Центр национальной кибербезопасности Великобритании рекомендовал некоторым ведомствам не использовать софт компании.
«Доля госорганов в общем объеме выручки компании несущественна», — указывает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский. Но любая негативная информация приводит к сокращению бизнеса, добавляет он. «Поэтому, вероятнее всего, мы увидим дальнейшее сокращение доли Европы и Северной Америки в общем объеме выручки компании вплоть до 20%-30%, — считает он. — В то же время компания успешно наращивает свое присутствие в других регионах, компенсируя за их счет свои потери». Улучшить ситуацию, по мнению Раевского, позволит также и открытие нового дата-центра в Швейцарии, о чем компания объявила в марте этого года. Таким образом «Лаборатория Касперского» надеется успокоить западные власти, сообщало агентство Reuters.
В продуктовом плане технологии «Лаборатории Касперского» не уникальны, считает основатель и генеральный директор Group-IB Илья Сачков. В то же время специалисты компании — это хорошие антивирусные эксперты, которые глубоко понимают угрозы, связанные с современной киберпреступностью, добавил он. «Уход с рынка США и Европы, где находятся основные конкуренты (для «Лаборатории Касперского») из числа крупных антивирусных вендоров, а также компаний новой волны типа CrowdStrike, в долгосрочной перспективе может иметь критические последствия, — уверен эксперт. — Для того, чтобы делать продукт в любой высокотехнологичной сфере, нужно сражаться с самыми сильными конкурентами, причем на их рынках».
Представитель «Лаборатории Касперского» не ответил на вопросы Forbes, предложив ограничиться информацией из отчетности компании.