О том, что Валерий Голубев может стать руководителем Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв), Forbes рассказали высокопоставленный федеральный чиновник и знакомый Голубева. Один из собеседников уточняет, что назначение обсуждается уже около года, но пока не согласовано. Эту информацию подтверждает чиновник в одном из профильных министерств. Знакомый Голубева утверждает, что тому давно хочется возглавить «свою маленькую компанию». По его словам, среди вариантов «маленькой компании» рассматривались «Зарубежнефть» и «Белтрансгаз», но в итоге кандидатура Голубева была предложена в Росрезерв.
По закону руководитель Росрезерва назначается правительством по представлению министра экономического развития. В пресс-службе правительства Forbes заявили, что не комментируют сведения, полученные из неофициальных источников. Пресс-служба Министерства экономического развития на запрос не ответила.
Карьерный лифт
Валерий Голубев — давний знакомый Владимира Путина. По словам одного из собеседников Forbes, он «свободно вхож к президенту». Человек, знающий обоих, рассказывает Forbes, что Путин и Голубев познакомились во время службы в КГБ СССР. Срок их службы — с 1979 по 1991 год — действительно совпадает.
Следующая точка пересечения – мэрия Санкт-Петербурга. Владимир Путин
пришел туда на работу в 1990 году, а через год стал председателем Комитета по внешним связям мэрии. С 1991 года Голубев работал в мэрии начальником секретариата. С 1993 по 1999 год Валерий Голубев возглавлял Василеостровский район. Кстати, именно в этот период Владимиру Путину с семьей выделили в этом районе квартиру.
В следующий раз пути бывших офицеров КГБ пересеклись в середине первого президентского срока Владимира Путина. Тот в начале 2003 года проводил какое-то совещание, в числе участников которого оказался и Голубев, тогда член Совета Федерации от Ленинградской области, рассказывает источник, близкий к газовой монополии. «Рассказывали, что Голубев сидел в последних рядах, когда Путин <…> выходил из зала. Увидел давнего друга, спросил, мол, Валер, что ты тут делаешь, чем вообще занимаешься?» — вспоминает собеседник Forbes.
В феврале 2003 года Голубев подал заявление о сложении полномочий члена Совета Федерации, поскольку решил перейти на хозяйственную работу. Голубев стал генеральным директором ООО «Газкомплектимпэкс». А уже апреле того же года Голубев вошел в правление «Газпрома». Карьера бывшего чиновника петербургской мэрии пошла в гору. В марте 2005 года Голубев получил должность начальника Департамента инвестиций и строительства «Газпрома», а в декабре был избран председателем совета директоров компании «Газпромстройинжиниринг».
«А дальше бахнули Рязанова», — вспоминает источник, близкий к «Газпрому».
Отставку с поста заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Рязанова, о которой было объявлено в ноябре 2006 года, и его уход с должности главы «Газпром нефти» связывали с излишней самостоятельностью менеджера. Место Рязанова в правлении в тот же день занял Валерий Голубев.
Росрезерв
Летом 2001 года, спустя год после избрания Владимира Путина президентом на первый срок, на пост главы Росрезерва был назначен его близкий друг со времен юности, офицер ФСБ Александр Григорьев. Он возглавлял агентство вплоть до своей скоропостижной смерти в декабре 2008 года. Весной 2009 года новым руководителем агентства стал коллега Григорьева – Борис Евстратиков, также выходец из спецслужб. На новой должности Евстратиков не проработал и года: он погиб в результате подрыва поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009-го. Его заместитель Дмитрий Гогин ехал тем же поездом, но выжил. Он и возглавил Росрезерв.
В России три основных профсоюза: «борцов», «юристов» и кооператива «Озеро».
Каждый курирует какую-то отрасль, писал Forbes в марте 2014 года.
«Борцы» отвечают за Росрезерв», — полагает владелец крупной компании, работающей с агентством. «Начальник профсоюза» влияет на назначения людей на ключевые посты в Росрезерве — руководителя и главного по закупкам, поясняет он. С его мнением согласен собственник другой крупной компании, поставляющей агентству металлы.
Выпускник Ленинградского института авиационного приборостроения и Санкт-Петербургского морского технического университета Дмитрий Гогин с 2002 по 2004 год работал в руководстве государственной «Российской топливной компании» («Ростоппром»). В 2004 году 6,19% акций компании купил Международный банк торгового сотрудничества (МБТС). За два года до этого собственником МБТС стал другой петербургский банк — «Северный морской путь» (СМП), владельцами которого были друзья детства Владимира Путина — Аркадий и Борис Ротенберги.
В том же 2004 году Гогин пошел на повышение, став гендиректором «Ростоппрома». Тогда же в совет директоров компании вошел по крайней мере один представитель Ротенбергов — глава правления СМП Банка Дмитрий Калантырский (затем его сменил директор управления и бенефициар СМП Банка Елена Рузяк).
«Ростоппром» всегда контролировался государством, но, согласно отчетности компании, с 2007 года в госсобственности оставалось только 72,75% акций. 6,19% в 2004 году купил банк Ротенбергов, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка: первым он владел напрямую, вторым — как номинальный держатель. Более поздних годовых отчетов «Ростоппрома» в публичном доступе нет.
«Росрезерв — это почти министерство, Аркадий Ротенберг — представитель частного бизнеса. Какое он имеет к этому отношение? Никакого», — говорит представитель бизнесмена.
Между тем, в одном из судебных споров с участием агентства СМП Банк Ротенбергов предоставил банковскую гарантию компании, получившей товар из Росрезерва.