135 млн рублей планирует потратить госкорпорация «ДОМ.РФ» на рекламную кампанию по продаже земельных участков. В идеале продавать землю она должна для того, чтобы на ней затем велось массовое строительство жилья. Однако до сих пор все подобные распродажи носили, мягко говоря, сомнительный характер.
В ходе рекламной кампании госкорпорация планирует заняться продвижением 304 объектов недвижимости, которые предстоит реализовать в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Хабаровском и Алтайском краях, а также в других регионах. Продажами федеральных земель «ДОМ.РФ» занимается уже не один год. Только вот результаты подобных распродаж пока вызывают определенную долю скептицизма. Плодами этих успехов зачастую пользуются вовсе не простые россияне, нуждающиеся в жилье, а особо приближенные чиновники и девелоперы.
Распродажа для своих
Один такой скандал несколько лет назад разразился во Владивостоке. Выяснилось, что лакомые кусочки земли достались структурам, аффилированным с региональными властями. Так, участок за 210 млн рублей, на котором планируется возвести семь многоэтажек, достался некоему ООО «Ренессанс Актив». По сообщениям местных СМИ, компания принадлежит Надежде Эповой, которую, в свою очередь, связывают с семьей бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Также сразу три земельных участка в районе бухты Патрокл достались ООО СЗ «Патрокл», главным учредителем которой выступает группа «Тигр», контролируемая бывшим губернатором региона Сергеем Дарькиным. Владельцем еще двух участков в этом же районе стало некое ООО «Адонис», принадлежащее Людмиле Сулеевой – супруге бывшего депутата местного Заксобрания и основателя торговой сети «Реми» Дмитрия Сулеева.
Бизнесмен и бывший председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Владивостокской думы Дмитрий Сулеев свою минуту славы получил еще в 2012 году. Тогда депутата похитили и двое суток продержали в боксе гаражно-строительного кооператива, требуя выкуп в 100 млн рублей. Супруга похищенного тогда утверждала, что похищение может быть связано с попыткой рейдерского захвата некоторых активов, принадлежащих Сулееву.
В общей сложности за последние несколько лет «ДОМ.РФ» во Владивостоке готовил к продаже участки общей площадью 60 гектаров стоимостью 1,8 млрд рублей. Общественные активисты города утверждают, что многие из этих земель изначально находились в лесопарковой местности, которую, несмотря на протесты жителей, все равно отдали под жилищное строительство.
Похожая история произошла и в Москве. В 2018 году корпорация занималась реализацией участка на Садовнической улице, находящегося на балансе Минобороны. В итоге лот был продан более чем за 2 млрд рублей. А победителем торгов и владельцем участка в самом что ни на есть центре столицы, в середине острова Балчуг, где любой девелопер мечтает построить свой объект, оказалось никому не известное ООО «Ситизен» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, не реализовавшее ни одного сколько-нибудь известного проекта в столице. По информации «Ведомостей», компания будто бы специально была создана под конкретный аукцион – датой регистрации ООО значится 1 января 2018 года. Владельцем «Ситизена» в ЕГРЮЛ был указан некто Александр Леонов, а представителем компании, непосредственно участвовавшим в торгах, выступал Игорь Пышкин. Бизнесмен с таким же именем и фамилией являлся также гендиректором компании «Форт», которая, по неофициальной информации, могла быть связана с Виталием Юсуфовым. Именно так зовут сына бывшего российского министра энергетики Игоря Юсуфова. В пользу версии о том, что именно он мог стоять за сделкой по приобретению земельного участка Минобороны, говорит и тот факт, что у Юсуфова-младшего были давние связи с военным ведомством. В 2010 году компания Виталия Юсуфова «Айкоминвест» в рамках делового партнерства со связанной с Минобороны «Воентелеком» учредила компанию «Основа телеком», которая в то время начала развитие LTE-сетей.
Как бы то ни было, но любого мало-мальски сведущего в раскладах на рынке недвижимости специалиста должно было насторожить участие в сверхвыгодном конкурсе малопонятной компании.
В обход генплана
Скандалом отметился и земельный аукцион в Воронеже. В 2021 году на торги выставлялся участок 1,1 гектара в Ленинском районе города. Начальная стоимость лота составила 47,1 млн рублей. Местные эксперты, однако, обратили внимание на одну «маленькую» проблему. Все дело в том, что данная земля предназначалась для строительства детского сада. «В документации об ограничении использования этой территории указано, что в соответствии с генпланом Воронежа участок расположен в границах функциональной зоны специализированной общественной застройки, которая полностью соответствует территории самого участка. Также, согласно генплану, там обозначено планируемое размещение объекта местного значения – дошкольной образовательной организации на 280 мест», – рассказал тогда местной прессе юрист Сергей Кардашов.
Продажами федеральных земель «ДОМ.РФ» занимается уже не один год. Только вот результаты подобных распродаж пока вызывают определенную долю скептицизма. Плодами этих успехов зачастую пользуются вовсе не простые россияне, нуждающиеся в жилье, а особо приближенные чиновники и девелоперы
Представители корпорации «ДОМ.РФ» в ответ заявили о том, что указанные факты никак не могут помешать выставить участок на торги. В итоге в спор вмешалась прокуратура Воронежской области, которая пообещала провести соответствующую проверку и выяснить все детали возможного земельного спора. Однако обнародования результатов проверки так и не случилось.
Неопределенный правовой статус земли стал причиной отмены другого тендера в Воронеже. За 36,9 млн рублей на торги выставлялся имущественный комплекс на ул. Чапаева площадью 1,08 гектара. Победитель торгов в итоге приобрел лот за 141, 2 миллиона. Часть выставленного на продажу участка имела статус объекта культурного наследия, так что владельцу предстояло заняться его восстановлением и сохранением. Не охраняемую же законом территорию можно было застроить жильем.
Однако уже после объявления результатов аукциона выяснилось, что защитная зона объекта культурного наследия может быть расширена – таким образом, свободного места для строительства жилья на участке не останется.
В результате сделки купли-продажи с тогдашним победителем торгов не состоялось. Спустя некоторое время лот снова был выставлен на аукцион. В конкурсной документации немного «подрихтовали» информацию о 100-метровой защитной зоне объекта культурного наследия.
Какую площадь участка на самом деле стоило бы восстанавливать и сохранять, похоже, теперь уже никто никогда не узнает. Интересно, что после того, как первые торги не состоялись, в СМИ появилась информация о некоем приказе профильного управления, в котором якобы указывалось на то, что охранная зона должна составлять 100 метров, а в некоторых местах – 200. Потому не исключено, что жилищное строительство на этой земле планировать не следовало вовсе.
При таком подходе ясно одно: обещанные 100 млн квадратных метров доступного жилья от г-на Мутко (именно столько недвижимости должно появиться на проданных федеральных землях) ждать вряд ли стоит. А вот особо приближенные девелоперы и чиновники вполне могут оказаться в выигрыше от земельных распродаж. Осталось разве что неясным, для чего корпорации понадобилась шумная рекламная кампания за 135 млн рублей. Не иначе потенциальных интересантов будут информировать о грядущих торгах на каких-нибудь специально организованных закрытых вечеринках. Хотя, может быть, рекламные деньги тоже уйдут по нужному направлению?
Кстати
Тот факт, что «ДОМ.РФ» на торги зачастую выставляет земли с сомнительной юридической историей, отмечали и в Санкт-Петербурге. За последние пять лет госкорпорация провела в городе торги по 80 лотам, а вот количество реализованных в итоге проектов можно сосчитать по пальцам. Как и в случае с воронежскими торгами, нередко оказывается так, что приступить к строительству на полученном участке девелопер просто не может. Например, в 2019 году лот на пр. Большевиков, 22 выиграла группа RBI за 472 млн рублей. В конце прошлого года у компании все еще не было разрешения на строительство: предстояло еще провести общественные слушания, на которых должно было быть одобрено строительство многоэтажной высотки.