Как устроен рынок заказных научных статей и диссертаций в России

Источник
Как устроен рынок заказных учебных работ в России
По оценке экспертов, оборот на рынке заказных работ может достигать восьми миллиардов рублей. Бизнес поделен, структурирован и суров к «некачественным» авторам. Однако все чаще на первый план выходят переписчики-одиночки. Часть из них — действующие профессора вузов.

Диссертации на заказ писали и в советских вузах, и в дореволюционных гимназиях, но в бизнес эта традиция начала превращаться только в 90-е годы. Система образования переживала тогда этап реформирования: зарплаты падали и преподаватели были вынуждены искать подработку. По сути, оформление рынка стало ответом на обидную фразу, бытовавшую в то время: «Если умный, чего такой бедный?»

Подспорьем для тех, кто хотел писать на заказ, стал возникший в молодом государстве культ «вышки». Престижную корочку своему ребенку хотел оформить каждый родитель, и не беда, если для этого чадо приходилось отправлять в частный вуз или выделять карманные на покупку курсовых и диплома. 

На становление рынка скрипторов — так называют тех, кто зарабатывает на написании научных работ — повлияло и развитие технологий. В конце 90-х стали общедоступны компьютеры, которые ускорили написание текстов. Интернет добавил авторам толику оперативности, и научные тексты превратились в набор неприкрытых заимствований. Прикрытыми они стали только с приходом «Антиплагиата» в последнее десятилетие.

В эти годы рынок заметно омолодился. На сервисах по поиску услуг можно без труда найти 20-летнего скриптера, готового в короткий срок написать диплом или курсовую.

Социолог из фонда «Хамовники» Александр Давыдов признавался корреспонденту Daily Storm, что некогда сам зарабатывал написанием учебных работ, а теперь подключился к этой теме в качестве исследователя.

«Сейчас молодые люди растут с планшетами и смартфонами, базовый навык поиска и компоновки информации у них отточен намного лучше. Мне в период плотной занятости в скриптуре было 27-29 лет, и тогда я не мог за три часа собрать диплом — дня два уходило. Но нынешним авторам это под силу», — объясняет омоложение рынка Давыдов.

Однако «Антиплагиат» помог сломить эту тенденцию.

По словам одного из информантов Александра, чтобы повысить уникальность текста иногда приходится тратить 80-90% рабочего времени. Пройти «Антиплагиат» становится все сложнее: старые технические приемы перестают работать. Поэтому молодые скрипторы быстро покидают рынок.

«А вот «старички» — те, кто пришли в отрасль в 90-е, 2000-е и кому сейчас по 40-45 лет — привыкли писать работу сами, от первой до последней буквы. Поэтому проверка для них не проблема», — поясняет социолог.

В то же время моложе стали и сами заказчики. Теперь среди них — школьники с ненаписанными сочинениями и нерешенными задачками. Так, в профиле одного из авторов (Яна, 22 года) читаем довольный отзыв: «Яна все сделала оперативно. Я результатом доволен. Надеюсь, школьный учитель физики разделит мое мнение».

Порядки

Существует три механизма, действующие на рынке заказных работ: биржа, фирма и услуги индивидуального исполнителя.

Биржа — самая крупная структура. На них трудятся от 2500 до 3500 человек. Общение между клиентом и автором здесь происходит напрямую, однако исключительно в рамках ресурса: обменяться контактами вне биржи у заказчика и исполнителя не получится. Модераторы просматривают все сообщения и банят автора, если тот предложит сотрудничать клиенту без посредника или прорекламирует другую организацию.  

В среднем, по информации Давыдова, биржа удерживает с авторов четвертую часть гонорара. 

Самые известные компании этого сегмента — zaochnik.com и author24. Обе позиционируют себя как «первые» на рынке помощи учащимся. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году выручка «Заочника» составила 24 миллиона рублей. Причем с 2014 года этот показатель упал почти в три раза. «Автор24» принадлежит мальтийской Edutec Limited. В России ее представляет петербургская компания «Нева онлайн» (бренд LiveTex) с оборотом в 69 миллионов рублей.

Фирма, в отличие от биржи, имеет штат менеджеров, которые всю коммуникацию берут на себя. Автор и клиент практически не пересекаются. Отличаются и выплаты за работу. Компания берет с автора уже от 60 до 80% стоимости заказа.

Исполнители, которые находят клиентов сами, гонорар получают целиком, но могут не добирать по количеству заказов. Единственные издержки для них — сервисный сбор, который авторы выплачивают при размещении объявлений на Avito, YouDo или Profi.ru.  

Ради интереса (и понимания условной численности авторов) мы разместили на одном из сайтов задание — написать магистерскую диссертацию на тему «Факторы роста экономики ФРГ в первые десятилетия после окончания Второй мировой войны». Цена — до 30 тысяч рублей. За час на запрос откликнулись 16 человек! Среди них — преподаватель РАНХиГС, некий кандидат экономических наук, бывший преподаватель РЭУ имени Плеханова и обычные студенты.

Цены и контент

Общий доход скрипторов сильно зависит от сезона.

«В сезон (март-июнь) скриптор делает три-восемь дипломов и 30-70 курсовых. Чек за курсовую — 500-3000 рублей, за бакалаврскую выпускную — 5-80 тысяч рублей. Исходя из этих показателей, можно оценить, сколько скрипторы зарабатывают за сезон. Вне сезона скриптор занимается другими делами либо живет на заработанное. Биржи и конторы помогают скриптору выживать вне сезона. Лето, как правило, мертвое у всех, а осенью и зимой скриптор может часть заработка иметь со сторонних ресурсов», — рассказывала Александру Давыдову о своих доходах 23-летняя Ханифа.

В среднем заработок автора варьируется от 70 тысяч до 400 тысяч рублей за сезон. При этом цены могут разниться в зависимости от региона. В Москве стоимость бакалаврской работы доходит до 40-60 тысяч рублей, по остальной России это 7-15 тысяч. Магистерская диссертация в столице максимум будет стоить 70-160 тысяч рублей; в регионах — 15-40 тысяч. Цена за курсовую примерно одинаковая — 2000 рублей.

По оценке экспертов, оборот на рынке заказных учебных работ составляет от двух до девяти миллиардов рублей ежегодно. При этом бизнес не ограничивается одними курсовыми и дипломами. Нижегородец Артем рассказал Daily Storm, как уже год «учится» за студенток МГУ:

«Я делаю стандартные экономические работы: составляю презентации, решаю задачи, пишу бизнес-планы. По времени это занимает от часа до трех дней. 

За свою работу я брал сильно выше, чем видел по рынку. На рынке это выглядит примерно так: эссе — 700 рублей, презентация — 1000 рублей, более сложные задания — пара тысяч. В принципе все задания помещаются в диапазоне 1000-1500 рублей. Но я брал подороже. Эссе писал за 1500-2000 рублей, презентация — от 2500 до 4000 рублей, сложные задания, типа бизнес-планов, — 4000-5000 рублей. За экзамен однажды взял 6000 рублей, а так — 100 рублей за вопрос. За мое первое задание цену выше рынка предложил сам заказчик, а потом, зная, что клиенты готовы платить больше, я называл стоимость побольше. Иногда завышал из-за срочности, когда обращаются буквально за пару дней до экзамена.

Чаще всего студенты абсолютно непонятливые. Тебе просто скидывают тему, которую они услышали от преподавателя или сокурсников. Тогда я выбиваю из них формальные данные — объем, срок, содержание. Обычно студенты просто не знают, что им нужно».

Кандидаты в депутаты

И все же самой прибыльной, хоть и менее популярной услугой остается написание кандидатской диссертации. При этом работа на второкурсника и на потенциального кандидата наук — разные промыслы, уверен Александр Давыдов:

«Дипломные и курсовые — продукт потоковый, и скриптор зарабатывает чисто написанием текста, в то время как рынок диссертаций завязан на административной ренте: решить вопрос с публикацией в журнале, обеспечить лояльность со стороны диссовета и тому подобное. То есть совсем разные ресурсы и совсем разный оборот». 

Если брать только стоимость текста, то окажется, что и тут цены сильно разнятся. Если сам автор может запросить за работу 700 тысяч рублей, то условная контора — поставить ценник в 300 тысяч рублей и тем самым получить заказ. Учитывая процент, который берет фирма, стоимость диссертации составит в итоге 150-200 тысяч рублей. 

Иногда написание научных статей превращается в настоящий семейный бизнес. В качестве примера Александр рассказал об одном из своих информантов:

«У женщины четыре высших образования. Раньше она преподавала в вузе и отказалась защищать диссертацию. Сейчас она, грубо говоря, руководит артелью. Сама пишет уже не вузовские, а именно научные тексты: статьи прежде всего. Она отмечает, что спрос часто бывает со стороны людей, которые сами провели исследование, но превратить материал в текст не могут из-за недостатка времени, например. Эта женщина подтянула в дело своих сыновей. Старший тоже пишет работы на заказ. Младший, по ее словам, «умеет зарабатывать головой» в 14 лет».

Есть такая профессия

Со временем в сфере появляется все больше профессионалов. Налаживаются иерархия, менеджмент, общение с клиентами. Нередко авторы и заказчик заключают договор об оказании услуг. В Сети можно найти несколько шаблонов таких соглашений. Предмет договора — помощь при написании дипломной работы.

Правда, реальной силы такой документ не имеет. В случае его нарушения потерпевшая сторона (скорее всего, студент) не сможет доказать вину скриптора, поскольку соглашение подпадает под понятие ничтожной (незаконной) сделки. Дело в том, что в уставе вуза четко прописывается: учебная работа должна быть выполнена самим учеником. Известен прецедент: студент-платник из Свердловской области заказал диплом, работу в срок не выполнили. Студента отчислили с последнего курса, а деньги, отданные им за диплом, ушли в пользу государства.

Профессиональная этика отладила и систему санкций внутри сообщества. По словам сотрудницы одной из фирм, если автор срывает сроки сдачи или делает ошибки в работе — начисляется штраф, который может составлять до 150% от ее стоимости.

В итоге отрасль сама выявляет авторов, которые подрывают доверие к рынку. В тематических группах во «ВКонтакте» есть специальные обсуждения, где скрипторы публикуют имена авторов-мошенников. Репутация все же ключевой капитал для бизнеса.

Вуз и рынок

Что касается академического сообщества, то единого взгляда на заказы у профессуры нет. Те, кто пытается бороться с «заказчиками», часто остаются в одиночестве. В условиях подушевого финансирования вузу невыгодно отчислять и «заваливать» студентов.

К тому же и сами преподаватели порой зарабатывают на рерайте. Но, по наблюдению Давыдова, действующих сотрудников среди «популяции» скрипторов немного, примерно четверть. А тех, кто в деле, можно условно разделить на две группы.

Первые принципиально не пишут для студентов, которых учат, и если замечают, что дипломная работа заказана, могут жестко отчитать выпускника. Своего рода механизм защиты — денежная сделка преподавателя со своим же студентом де-факто считается коррупцией.  

Вторые, наоборот, используют должностные возможности для получения прибыли.

«Навязывают заказ студенту, используют «циркули» — это когда работа защитилась, например, в 2016 году и попала в базу кольца вузов, а в 2019 эту работу изъяли из кольца и человек вышел с ней на защиту. «Циркуль» раза в два дороже обычного диплома, но педагог дает гарантию на успешную защиту. Крайне редко, но бывает, что преподаватели сговариваются для такой деятельности», — рассказал социолог.  

В целом же вуз закрывает глаза на подобные инциденты, а заметить подвох в работе может только внимательный руководитель. По словам Давыдова, бывали и такие случаи, когда скриптор общался с научным руководителем напрямую, дабы ускорить обмен комментариями. Правда, и тут есть свои риски, отметил он:

«Одна студентка заказала диплом и разрешила автору переписываться со своим руководителем. В какой-то момент с почты девушки стали приходить резкие письма и все общение стало вестись от лица мужчины. Девушка, понятное дело, не защитилась».
Персоны
У генерала Халила Арсланова повысилось давление от полковников
Как стало известно “Ъ”, начальнику войск связи генерал-полковнику Халилу Арсланову, одновременно являющемуся заместителем начальника Генерального штаба, предъявили обвинение в причастности к хищению 2,2 млрд руб. В ближайшее время следствие планирует через суд отстранить его от должности, а для погашения ущерба арестовать имущество военнослужащего.
Халил Арсланов вынес из Генштаба 2 миллиарда рублей
Заместителю начальника генерального штаба вооруженных сил России генерал-полковнику Халилу Арсланову предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере
Гендиректор «Воентелекома» заключил последнюю сделку в своей карьере - со следствием
Как стало известно “Ъ”, на свободе оказался последний фигурант громкого уголовного дела о хищении денежных средств при реализации госпрограммы по модернизации военной связи. Экс-гендиректор АО «Воентелеком» Александр Давыдов, как и другие фигуранты расследования, заключил досудебное cоглашение и был выпущен из СИЗО под подписку о невыезде. Между тем в деле АО появляются новые эпизоды.
Александр Шевченко держал глаза при закупках закрытыми
Как стало известно “Ъ”, в Москве за особо крупное мошенничество осуждены начальник 2-го управления Главного управления связи (ГУС) вооруженных сил РФ полковник запаса Александр Шевченко и руководители двух предприятий. Коммерсанты поставили для нужд военного ведомства списанное оборудование под видом нового. Ущерб составил около 150 млн руб.
Александр Давыдов модернизировал военную связь по всем статьям
Хищения в компании "Воентелеком" сопровождались взятками. 
Генерал Александр Оглоблин попался на "импортозамещении"
Генерал был одним из разработчиков схемы хищения более 460 миллионов рублей в системе АО "Воентелеком". Для заказчика средств связи, министерства обороны РФ, компания под видом дорогостоящей российской продукции поставляла дешевый китайский импорт.
Генерал Александр Оглоблин пошел по делу "Воентелекома"
Высокопоставленный чиновник был в доле в хищении более 1,2 миллиарда бюджетных рублей. Военная контрразведка уже арестовала оборотня в фуражке.
Миллион евро за шефа «Воентелекома»
Арестованному директору «дочки» Минобороны Александру Давыдову обещали свободу за миллион евро. В переговоры о выкупе вмешался его 80-летний отец. Сделанные в СССР взяток не дают.
Маршрутизаторы до гендиректора довели
По делу о переоцененных маршрутизаторах гендиректора «Воентелекома» Александра Давыдова отправили в СИЗО до 24 февраля.
Маршрутизаторы «Воентелекома» привели следствие к гендиректору
Александр Давыдов задержан по подозрению в причастности к особо крупному мошенничеству.
Импортозамещение привело Минобороны к "золотым" маршрутизаторам
Минобороны покупало технику для военной связи по ценам в 3-4 раза выше рыночных.
В новом «Воентелекоме» нашли старые схемы
ФСБ и СКР выявили крупные хищения при поставках спецтехники Министерству обороны.
«Татарстан позиционирует себя как регион, который ведет непримиримую борьбу с коррупцией»
Рустам Минниханов на съезде борцов со взятками из 56 регионов пожурил Гаврилу Державина и едва не отведал эликсира правды.
Как за пять лет получить контроль над рынком спирта
Бизнесмену Валерию Яковлеву понадобилось около пяти лет, чтобы получить контроль почти над половиной производства спирта в России. Теперь он готовится продать свои активы «Росспиртпрому».
Фигурант дела «Воентелекома» заключит сделку со следствием
Бывший руководитель ОАО «22-й экспериментальный завод ВМФ» Андрей Щербаков в обмен на мягкое наказание решил дать показания на экс-гендиректора «Воентелекома» Николая Тамодина.
Задержан бывший гендиректор «Воентелекома»
По версии МВД, Николай Тамодин организовал поставку военным уже использованного и списанного оборудования, чем нанес ущерб Минобороны в 700 млн руб.