Как роковая женщина Николь Шанахан двух миллиардеров поссорила

Источник
Сергей Брин разводится потому, что жена изменила ему с Илоном Маском. После того, как 24 июля The Wall Street Journal сообщила этот факт из частной жизни сооснователя Google, к его супруге оказалось привлечено всеобщее внимание как к женщине, поссорившей двух миллиардеров.
Между тем она интересна прежде всего как юристка, занимавшаяся бизнесом в сфере легалтеха задолго до знакомства с Брином, и филантроп, поддерживающий исследования в области женской фертильности. Рассказываем о ее проектах.

The Wall Street Journal со ссылкой на неназванные источники сообщила, что причина развода сооснователя Google Сергея Брина с Николь Шанахан — короткий роман последней с Илоном Маском (основатель Tesla все отрицает). Бракоразводный процесс идет уже больше полугода, в ходе слушаний будет определена сумма, которую Шанахан получит от Брина, входящего в десятку богатейших людей планеты. Эти детали заслонили другие факты биографии Николь Шанахан — успешной предпринимательницы, юристки и филантропа.

Трудности

«Ребенком мне приходилось самой разбираться в том, как устроен мир», — рассказывала Шанахан в интервью. Ее отцу диагностировали биполярное аффективное расстройство. Мать — иммигрантка из Китая — работала горничной, чтобы в одиночку прокормить семью. В 12 лет Николь подрабатывала уборщицей в фудкорте и, по ее словам, занималась бы этим до сих пор, если бы не интернет, благодаря которому она смогла подать заявку в колледж.

Согласно профилю в LinkedIn, Николь Шанахан окончила Университет Пьюджет-Саунд в штате Вашингтон, где изучала экономику, востоковедение и китайский язык. А кроме того, получила юридическое образование в Университете Санта-Клары и успела поучиться по обмену в Национальном университете Сингапура.

В начале своей карьеры Николь работала в различных юридических фирмах, занимаясь вопросами, связанными с патентным правом и интеллектуальной собственностью. В одной из них — RPX Corporation — она подверглась сексуальному насилию со стороны коллеги, из-за чего была вынуждена уволиться: поскольку в компании доминировали мужчины и мачистская культура, требовать наказания для насильника Николь не решилась.

После увольнения у Шанахан началась депрессия, она даже на какое-то время забросила юриспруденцию. Но в 2013 году основала легалтех-компанию ClearAccessIP.

Право и благотворительность

Согласно профилю компании на Crunchbase, ClearAccessIP занимается разработками для управления интеллектуальной собственностью, которые помогают принимать решения, связанные с патентами и передачей технологий. Компания привлекла $4,7 млн в ходе посевного раунда, а в 2020 году была приобретена легалтех-компанией IPwe, которая использует блокчейн и искусственный интеллект для управления патентами. IPwe возглавляет Эрик Спангерберг — один из пионеров в сфере IT-продуктов для патентного права, который именно на патентных спорах заработал свое состояние. Сумма сделки не раскрывалась.

К тому времени Николь Шанахан уже была научным сотрудником CodeX, центра по развитию юридических технологий в Стэнфордском университете. Как следует из описания проекта на его сайте, CodeX делает акцент на исследованиях в области правовых вычислений (complaw) — отрасли юридической информатики, связанной с механизацией юридических обоснований. В рамках CodeX Николь запустила проект Smart Prosecution, который помогает прокурорам разрабатывать тактику судебного преследования и снижать издержки за счет использования искусственного интеллекта.

Кроме того, основанный Шанахан фонд Bia-Echo в сотрудничестве со Стэнфордским университетом планирует создавать технологии, которые помогут искоренить правовую дискриминацию по признаку пола, расы или социально-экономического положения.

О создании фонда Шанахан объявила в 2019 году, пообещав пожертвовать $100 млн на программы, помогающие женщинам забеременеть в позднем возрасте. За год до этого через семейный фонд Сергея Брина она пожертвовала $6 млн на создание программы по изучению женской фертильности в Институте Бака, который занимается проблемой старения. Интерес к этой теме связан с личным опытом Николь: по ее словам, в возрасте 29 лет она планировала заморозить эмбрионы, чтобы отложить рождение ребенка, но не смогла зачать даже после нескольких попыток ЭКО. К моменту создания фонда у Шанахан и Брина уже была годовалая дочь.

Брак и развод

Впервые Николь Шанахан была замечена вместе с Сергеем Брином в 2015-м. В том же году Брин завершил бракоразводный процесс с основательницей компании 23andMe (проводит генетические анализы) Энн Войжитски. Брак Брина с Войжитски распался еще в 2013-м — после того, как Энн нашла компрометирующую переписку мужа с сотрудницей Google. Первый публичный выход Брина и Шанахан состоялся в 2016 году на балу Met Gala, причем пара прибыла туда вместе с Энн Войжитски и ее новым бойфрендом бейсболистом Алексом Родригесом.

В 2018-м у Брина и Шанахан родилась дочь, в том же году они заключили брак, но объявили о нем лишь год спустя. До начала отношений с Брином Шанахан уже была в браке.

Брин подал на развод еще в январе 2022 года, указав в качестве причины «непримиримые разногласия», но известно об этом стало только в июне. Супруги намерены скрыть от общественности подробности бракоразводного процесса, поскольку опасаются за безопасность своей дочери. Как пишет Business Insider, дело рассматривает «временный судья» — в Калифорнии это адвокат, соответствующий определенным требованиям и назначенный судом. Обычно «временные судьи» рассматривают незначительные дела, чтобы «разгрузить» основных судей. Но в данном случае это способ сделать процесс непубличным. По данным Business Insider, судья, занимающийся разводом Брина и Шанахан, получает $950 в час, его помощник — $300 в час.

Брин уже нанимал такого «частного судью», когда разводился с Энн Войжитски. Тогда бракоразводный процесс занял два года, но у супругов не был заключен брачный контракт. Юристка Шанахан, в отличие от Войжитски, заранее зафиксировала свои условия и теперь требует от бывшего мужа более $1 млрд.

Помимо отступных, супруги должны договориться об опеке над дочерью — Брин хочет, чтобы она была совместной. «Я надеюсь, что мы с Сергеем будем двигаться вперед с достоинством, честностью и гармонией ради нашего ребенка, — сказала Шанахан в начале июля. — И мы оба работаем над этим».