Убийство гендиректора «Спартака» Ларисы Нечаевой, совершенное в 1997 году, по сей день не раскрыто. Хотя в деле нет ничего не ясно. Все время существования «народной команды» ее деньги банально расхищались: средства, вырученные от продажи футболистов; средства за участие еврокубках и т.д. Все эти деньги и не поступали в России, о оседали на счетах руководства «Спартака»- Григория Есауленко, Юрия Заварзина и Олега Романцева. Те бюджеты, что были в России, по мелочи растаскивали исполнительный директор М. Коротков и менеджер С. Хаджи. Причем, в первой троице Романцев был далеко не основным. Сильно злоупотреблявший алкоголем Романцев послушно подписывал документы, которые ему давали Есауленко и Заварзин, которые по сути и правили «Спартаком» и его финансами. Заварзин бывший сотрудник МВД РФ и имел крайне высокопоставленные знакомства по линии МВД и ФСБ. Есауленко при этом был связан с лидерами различных ОПГ, в том числе чеченской (братья Руслан Мовлади и Турпал-аи Атлангериевы) . Последние тоже участвовали в «пилеже» средств Спартака. Они начали выпускать напиток «Спартак-кола», создали агентство недвижимости под эгидой футбольного клуба, собирались организовать сеть АЗС с названием «Спартак». В доли было и руководство РФС, включая Колоскова, которое разрешало не возвращать в Россию выручку от участия в еврокубках и т.д.Вячеслав Колосков РФС
Олег Романцев не рисковал в открытую выступить против такого распределения денег (А «Спартак» он считал исключительно своим клубом), а позвал для наведения порядка с финансами Ларису Нечаеву. В ее задачи входило сосредоточить все финансовые потоки в одних руках. Конечно, вряд ли бы они потекли в бюджет клуба. Сейчас этого уже не узнаешь. Нечаева начала постепенно отодвигаться всех кормящихся от денег клуба, сосредотачивая потоки в своих руках. Делало она жестко и последовательно. В результате ее просто убили. Исполнителями были «отморозки» Здор и Теношвили.
А следы от них вели прямиком к «кормящимся из «Спартака». Исполнительный директор футбольного клуба «Спартак» М. В. Коротков, поддерживает отношения с лидером ОПГ г. Лыткарино Валерием Силенок. Силенок был знаком с Здором и Теношвили. Мовлади (Руслан) Атлангериев находился в местах лишения свободы вместе с подозреваемым в убийстве Владимиром Теношвили.
И вряд ли тут обошлось без участия Есауленко и Заварзина. Впрочем, Романцев предпочел на допросах не откровенничать.
О том, как расхищались средства Спартака в расследовании, подготовленном специально для телеграм-канала ВЧК-ОГПУ и Rucriminal.info известным спортивным журналистом, автором книг о футболе Алексеем Матвеевым. ГДЕ ДЕНЬГИ ЗА АЛЕНИЧЕВА?Этот вопрос актуален до сих пор.
Следователи Федеральной службы налоговой полиции РФ начали плотно работать в «народной» команде с 1998 года. Руководили клубом как раз главный тренер и президент Олег Романцев, генеральный директор Юрий Заварзин, вице-президент Григорий Есауленко, а должность главного бухгалтера занимал Павел Панасенко.
Спартаковские миллионы (теперь можно утверждать с уверенностью) растащили по своим личным счетам чиновники от футбола. Прежде всего, бывшие спартаковские боссы того времени. Не остались в стороне от «кормушки» и функционеры РФС.
В частности, 7 миллионов долларов (тогда европейские клубы предпочитали расчет именно в этой валюте – Прим. А. М.) причитались «Спартаку» в 1998 году за продажу ведущего полузащитника Дмитрия Аленичева в итальянскую «Рому». Валюта от сделки между «Спартаком» и «Ромой» так и не вернулась в Россию в установленные законом сроки. Как констатировало следствие, с данной суммы также не выплачен налог.
По данным следствия, деньги за продажу Аленичева вообще не отражены в бухгалтерской отчетности клуба, как будто и не было самой сделки. Средства от продажи игрока ушли в швейцарские «Арци банк» и «Кредит Свисс банк». Делалось сие без всяких на то обязательных разрешений Банка России, что являлось грубейшим нарушением закона. Платежи за переход Аленичева шли тремя траншами. Последний перевод – на сумму в два миллиона долларов – состоялся летом 1999 года.
Благословлял спартаковцев, равно, как и представителей других российских команд, на подобные «подвиги» тогдашний шеф Российского футбольного союза Вячеслав Колосков. Его подпись стоит на многих документах. Деньги, как известно, домой не вернулись, с них не платились налоги. Налицо состав преступления. История с «пропавшими» деньгами за трансфер Дмитрия Аленичева в «Рому» выделена в отдельное дело. Да еще убийство Ларисы Нечаевой. Всего четыре уголовных дела. Не многовато ли для одной команды?!
- В 2000-м году Романцева уже амнистировали за неуплату его клубом налогов, - рассказал сотрудник ФСНП. – На счет испанского банка ушли деньги, заработанные командой в Лиге чемпионов сезона 1995-1996 годов. За границей осели свыше 3 миллионов швейцарских франков.
Деньги не прошли через бухгалтерию клуба, с них, естественно, не платились налоги. Тогда уголовное дело в отношении Олега Ивановича и его помощников не стали возбуждать. А зря. Закончилось тем, что Романцев признал факт нарушения и заплатил из кассы «Спартака» сумму налога в 5 миллионов рублей. И мэтра простили, будто нашкодившего школьника.
Однако тогдашний главный тренер «Спартака» и сборной спустя несколько лет ухитрился наступить на те же грабли. Видимо, жизнь ничему не учит, или «крыша съехала» от безнаказанности. Ситуация осложнялась тем, что по закону за повторное, аналогичное деяние амнистия не предусматривалась.БИЗНЕС НА КРОВИНе случайно Есауленко привел в «Спартак» именно Заварзина. Несколькими годами ранее Григорий насмерть сбил человека, будучи за рулем машины. Ему светил реальный тюремный срок. По сути, от тюрьмы спас Заварзин, работавший на высокой должности в ГАИ. Ну, а долг, как известно, «платежом красен».
Есауленко, в свою очередь, помог товарищу устроиться в клуб. Представил Романцеву как перспективного управленца, талантливого бизнесмена. Представил Романцеву как перспективного управленца, талантливого бизнесмена. Да-да, в том самом «Разгуляе», где, пропили, прожрали, великую команду.Олег Романцев
Вот весьма любопытная переписка Григория Есауленко с генеральным менеджером швейцарского «Arzi Bank AG» господином Дестрацем. Исходя из тех документов, которыми располагаю, доподлинно известно, что Есауленко имел (и до сих пор имеет) личный счет в этом швейцарском банке. Туда прямиком отправлялась спартаковская валюта за продажу в зарубежные клубы игроков, выступления московской команды в еврокубковых соревнованиях.
Хотя ушлый Григорий отрицал наличие у себя подобного счета во время допроса следователями в рамках уголовного дела по факту убийства Ларисы Нечаевой. Сейчас легко убедитесь в обратном.
Итак… Есауленко просит упомянутого господина Дестраца перевести 614 тысяч долларов на счет некоей компании «Brookfood Services». Сумма немаленькая. Мотивами денежного перевода (основанием платежа) Григорий Васильевич себя не утруждает. Зачем? Во всяком случае, из текста письма этого не следует. Зато очень характерно другое. В тексте того же послания Есауленко просит банковского деятеля, дословно: «Если денег на моем счету не хватает, переведите их со счета «Спартака» на мой счет, но платеж в любом случае проведите оттуда». Это к вопросу об отсутствии личного зарубежного счета у господина Григория.
Вообще блестящий образчик того, как бывшие спартаковские боссы распоряжались клубными средствами, о которых на словах они очень пеклись, особенно Романцев. Похоже, он сам и компания не видели разницы между собственным карманом и клубной кассой.
Все тот же Есауленко, которому Романцев доверил распоряжаться деньгами команды, в очередной раз просит управляющего швейцарским банком Дестраца перевести с известного счета «Спартака» 200 тысяч американских долларов в… Австралию. Якобы на оплату квартир для футболистов, тренеров. Что это за апартаменты для игроков на другом конце света, остается загадкой. К сезону там «красно-белые» никогда не готовились.
На счет скандально известного «Бэнк оф Нью-Йорк» ушли еще 300 тысяч «зеленых». 190 тысяч в той же валюте предназначались зачем-то «Петролиум Компани», 220 тысяч Есауленко перечислил во Внешторгбанк на имя тогдашнего владельца футбольного клуба «Асмарал», иракского бизнесмена Аль-Халиди.
За обладание спартаковским состоянием были готовы даже убить. Собственно, так и произошло. Не случайно в материалах уголовного дела основным заказчиком в устранении Ларисы Нечаевой фигурирует Григорий Есауленко.
…Фактически Олег Романцев отдал клубные ресурсы на откуп криминальным типажам, они этого и ждали. Чтобы хапать и хапать не принадлежавшие им деньги. Их заработали, прежде всего, футболисты, - на внутренней спортивной арене, в престижных международных турнирах.
«ВЕЛИКИЙ АЛЬТРУИСТ»В определенный период специалисты Следственного комитета придали дополнительный импульс, казалось, «умирающему» расследованию. Возбудили новое дело. Объединили его с некоторыми статьями, инкриминированными ранее бывшему руководству клуба. На первый план вышла как раз та самая, 160-я статья УК РФ («хищение и растрата в особо крупном размере»). В целом на ушлых чиновниках от футбола «висело» сразу четыре (!) уголовных дела. Ошеломляющий антирекорд в большом футболе. Повторить крайне сложно, превзойти, видимо, тем более, не получится.Юрий Заварзин
Разговоры о проявлениях коррупции по ходу расследования «спартаковского дела» приходилось слышать неоднократно. Таким типам, как Есауленко, Романцев, Заварзин не составляло большого труда откупиться. О каких-то двухстах, трехстах тысячах «зеленых» речь шла еще на начальном этапе расследования. Отправлялись деньги (да банально привозились – наличными) в кабинеты высокопоставленных чиновников, причем не только силовых ведомств. Чтобы там, в свою очередь, поспособствовали «похоронить» громкое дело.
Например, тогдашний министр внутренних дел Рашид Нургалиев всегда был на дружеской ноге с Юрием Заварзиным. Уже в «Динамо» Заварзин работал «под прикрытием» председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, ряда генералов ФСБ, входившим в состав попечительского совета футбольного клуба. С «дружной командой» управленцев можно вершить «великие финансовые дела». Они и вершили, вскоре опустив «Динамо» в глубокую яму банкротства. Точь-в-точь по аналогии со «Спартаком», откуда тот же Заварзин спешно бежал, когда явно «жареным» запахло.
Думаю, болельщики по достоинству оценят посредническую миссию «великого альтруиста» отечественного футбола Вячеслава Колоскова. Именно он сыграл едва ли не ключевую роль в манипуляциях валютой знаменитого клуба, да и своего ведомства тоже.
Вот, к примеру, Олег Иванович Романцев пишет официальное письмо на бланке ФК «Спартак» Вячеславу Ивановичу Колоскову. О чем же просит самый именитый российский тренер одного из самых влиятельных тогда (по версии некоторых изданий) спортивных чиновников Европы?
Перевести призовые деньги «Спартака», свыше 8 миллионов швейцарских франков, в испанские банки. Это, в частности, валюта, заработанная спартаковскими футболистами в групповом турнире Лиги чемпионов сезона 1995-1996. Тогда «красно-белые», одержав шесть побед подряд, показали блестящую игру. И должны были «положить» в клубную кассу приличный куш.
Но вместо официального московского счета, деньги ушли в неизвестном направлении. А именно в абсолютно «левую» зарубежную компанию со странным названием «Сафага С. Л.». Конечно, без всяких на то разрешений Банка России.
По информации налоговиков, почти вся бухгалтерия «красно-белых» оказалась утерянной, ее буквально по крупицам собирали специалисты ФСНП. Но концы с концами свести не удалось. Невозможно в одночасье воссоздать механизм, который дельцы от футбола разрушали в течение десятилетия.