Как Дуров Жарова на Telegram послал

Источник
Два года с начала проигранной войны российских властей против мессенджера.
В символическую пятницу, 13 апреля 2018 г., по решению Таганского районного суда доступ к мессенджеру Telegram был ограничен на территории России. В понедельник операторы связи начали блокировать доступ к информационным системам и программам компании Telegram Messenger LLP, а уже к середине следующего дня, 17 апреля, в реестре заблокированных Роскомнадзором ресурсов было почти 20 млн IP-адресов.

Сейчас практически все они разблокированы.

В апреле-мае 2018 г. блокировки Роскомнадзора вызвали сбои в работе огромного количества сайтов и сервисов, и не только в России, а Telegram продолжал работать себе и работать – не без сбоев, но работать. За два года создатели мессенджера дополнили его встроенными инструментами обхода блокировок, что позволяет пользователям не разбираться в вопросах установки VPN и proxy.

Постановление о блокировке Telegram было принято из-за того, что создатель мессенджера Павел Дуров отказался передать ФСБ ключи шифрования переписки пользователей. Дуров на все претензии российских властей отвечал, что право на тайну переписки для Telegram превыше всего. Именно это и создало славу Telegram как безопасного мессенджера и привлекло внимание новых пользователей. Первоначально за борьбой государственной машины и киберповстанцев с интересом наблюдали даже те, кто не был активным пользователем мессенджеров. Пока руководитель Роскомнадзора Александр Жаров методично повторял, что блокировка Telegram идет по плану, и вскоре мы увидим деградацию мессенджера, сторонники Павла Дурова пускали из окон самолетики, ставшие символом цифрового сопротивления.

Информационный шум вокруг блокировки привел не к деградации мессенджера и исходу из него пользователей, а совершенно к противоположным последствиям: аудитория Telegram неуклонно продолжала расти. Сегодня уже мало кто помнит, что Telegram остается заблокированным в России: приложение можно свободно скачать из AppStore и Google Play, СМИ (в том числе и государственные) и чиновники ведут там официальные каналы, а с началом коронавирусной эпидемии в России официальный канал появился и у московского оперштаба. Там публикуются официальные сводки о числе заболевших и заявления московских властей о правилах перемещения по городу.

Главный урок, который стоило бы вынести российским (да и, пожалуй, любым другим) властям заключается не только в том, что интернет-сообщество оказалось невозможно подчинить каким-то формальным требованиям, но и в том, что открыто что-либо запрещать в сети абсолютно бессмысленно. Здесь на любой репрессивный инструмент найдется сотня инструментов обхода, и любая попытка ограничения свободы будет воспринята как вызов.

В марте этого года Александр Жаров покинул Роскомнадзор, но период его руководства запомнится именно неудачной блокировкой Telegram. И хотя такие решения никогда не принимаются единолично, именно с именем Жарова будут связывать провал всей «антителеграмной» кампании. Жаров, видимо, свою ошибку признал, пускай и не публично: едва покинув ведомство, он тут же зарегистрировался в заблокированном им мессенджере. Но готово ли государство спустя два года признать свою ошибку официально и отменить решение о блокировке? Не похоже.
Персоны Компании
Роман Ротенберг размахнулся на «Яндекс»
Компания «Телеспорт», владеющая правами на трансляцию итальянского футбола, подала в суд на «Яндекс», предметом разбирательства стал показ на сайте «Яндекса» фрагментов матчей Серии А.
Максим Лалакин поставил на серое
Как букмекерская компания «Фонбет» попала в список важнейших компаний страны в эпоху коронавируса и как она выпала из него.
В Нижнем Новгороде напечатали 1 миллиард фальшивых рублей
У Банка России нашелся конкурент в даркнете.
Эльвире Набиуллиной не глянулся "Лайк года"
Ресурсы мошенников попали под блокировку.
Бывшая жена Грудинина вместе с депутатом Саблиным топит СМИ
Дело о блокировке СМИ рассматривается в Видновском суде Подмосковья. Именно этот суд сыграл ключевую роль, когда Грудинин потерял акции совхоза имени Ленина
Александр Жаров вздохнул свободно, уйдя из Роскомнадзора
Новый гендиректор «Газпром-медиа» Александр Жаров был исполнительным чиновником, но роли надзирателя за рунетом не сильно радовался.
Владимир Евтушенков прикупил на ЭТАЛОНа девять тузов
Покупка строительной группы компаний «Эталон» из Санкт-Петербурга АФК "Система" может привести к ее уничтожению.
Российские депутаты ломанулись в TikTok на подтанцовки
Как российские политики осваивают молодежную соцсеть.
Удодов, Костин и Михась: кто отмывает репутацию в рунете
Говорят, в России нет института репутации. В каком-то смысле это правда.
Таганский суд нагнул Twitter
Суд отклонил жалобу компании на штраф в 4 миллиона рублей.
Абрамович и Гуцериев инвестировали в Gram
В числе инвесторов в криптовалюту Павла Дурова, оказались структуры Романа Абрамовича, экс-министра Михаила Абызова и бизнесмена Михаила Гуцериева, следует из документов SEC.
«Охоту и рыбалку» поделят в суде
В структуре группы «Контент Юнион» ввели внешнее наблюдение.
Олег Дерипаска заспорил с Навальным из-за кредитов
Бизнесмен требует от политика опровержения информации о получении господдержки на нерыночных основаниях.
Сергей Жигарев проплатил суду и Роскомнадзору свою репутацию
Выводящий потоком деньги из РФ в США российский парламентарий-патриот намерен зачистить информационное пространство в России.
Создателя российского интернета следствие запутало в паутине
Российский Джобс — Алексей Солдатов — под домашним арестом. Фонд, которым руководит его супруга, лишают источника финансирования. Что происходит?
Кирилл Шамалов отряхнулся от цементной пыли
Кирилл Шамалов вышел из цементного бизнеса, которым он владел вместе с отцом, предприниматель продал актив по рыночной стоимости.
Кнут без пряника: как Кремль делал «Яндекс» послушным
Самая дорогая российская IT-компания вступила в новую фазу сложных взаимоотношений с властью. 
PR по-черному и с чем его едят в России
Войны в медиа давно стали неотъемлемой частью российского бизнес-ландшафта, и породили целый рынок с миллиардными оборотами.