Близкий приятель сына бывшего генпрокурора Игоря Чайки, покинувший высокие должности в МВД и Госдуме при неоднозначных обстоятельствах, свыше четверти века возглавляет Фонд содействия укреплению законности, о деятельности которого неизвестно ничего. По данным источника ПАСМИ, укрепляет законность Николай Трошкин, лоббируя назначение своих людей в органы надзора для решения различных вопросов. При этом, свою сомнительную деятельность он не оставляет даже после прихода на пост генпрокурора Игоря Краснова. О высоких покровителях и скомпрометированных протеже Трошкина — в материале ПАСМИ.
Насыщенная биография
Николай Никитич Трошкин формально с органами надзора связан никогда не был. В конце 80-х годов прошлого века он с комсомольской работы перешел в органы внутренних дел. Сначала возглавлял политотдел 8-го Главного управления МВД СССР, которое занималось охраной режимных предприятий, затем стал руководителем 4-го управления этого ГУ МВД.
В 1992 году глава МВД Виктор Ерин уволил Николая Трошкина с поста начальника управления. Тогда Трошкин заявлял СМИ, что «поплатился за разработанную им идею создания особой службы по защите и безопасности предпринимательской деятельности и частной инициативы». В мае 1993 года он через суд восстановился в прежней должности, но спустя полгода ушел в отставку из органов внутренних дел, заявив в рапорте на имя Ерина о «полном разочаровании в руководстве МВД и проводимом им правоохранительном курсе”.
В феврале 1996 года Николай Трошкин был назначен руководителем Аппарата Госдумы, а в 2002 покинул этот пост. Официально он ушел по собственному желанию, но отставке предшествовал скандал. По данным СМИ, Николай Трошкин при покровительстве тогдашнего спикера нижней палаты парламента Геннадия Селезнева незаконно реорганизовал вверенный ему аппарат и скрывал отчетность по расходам выделяемых на работу Госдумы средств.
С тех пор ни на каких государственных должностях он не замечен. Бизнесом, судя по всему, тоже не занимается. По открытым данным, Николай Никитич Трошкин является учредителем трех организаций — некоммерческое партнерство “Спортивно-охотничий клуб “Прогресс””, некоммерческое партнерство “Успенские дачи” (организация ликвидирована) и общественное объединение “Фонд содействия укреплению законности и правопорядка”.
В последней организации Трошкин с 1993 года занимает пост президента. Правда, как именно фонд под его руководством укрепляет законность и правопорядок, узнать не представляется возможным. Официального сайта у организации нет, есть лишь юридический адрес — в самом центре Москвы, на Страстном бульваре.
Рублевские дачники
Между тем, по данным источника ПАСМИ, фонд является прикрытием для решения различных вопросов в органах прокуратуры, в том, числе, и кадровых. Теневое влияние его президент получил, благодаря знакомству с младшим сыном бывшего генпрокурора Юрия Чайки. Как отмечает собеседник редакции, с Игорем Чайкой Трошкин близко сошелся еще в то время, когда возглавлял аппарат Думы, а затем Чайка-младший представил приятеля своему отцу. При каких именно обстоятельствах Николай Трошкин познакомился с кланом Чаек, источник не сообщил, но не исключено, что это знакомство дачное.
Чтобы доказать эту версию, вернемся к ликвидированному НП “Успенские дачи”. Организация, зарегистрированная в 2003 году в Одинцовском районе Московской области, крайне интересная. В списке ее учредителей, наряду с Трошкиным — целый ряд имен и фамилий, совпадающих с данными чиновников, депутатов и силовиков. Там значатся полные тезки депутата Госдумы Павла Крашенинникова, бывшего главы ФСО Юрия Крапивина, бывшего первого замглавы администрации президента Игоря Шабдурасулова, бывшего главного военного прокурора Юрия Демина.
Но дело не в громких фамилиях учредителей НП “Успенские дачи”, а в жителях одноименного дачного поселка на Рублевке, которые в списке учредителей не значатся. Издание “Проект” обнаружило там недвижимость председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева и заместителя министра обороны Сергея Шойгу Тимура Иванова, а “Новая газета” — еще в 2002 году — участок и недостроенный дом, записанные на жену Юрия Чайки. Кстати, в декларации тогда Елена Чайка указывала лишь участок в 43 сотки, а трехэтажный особняк площадью 2 тыс. квадратов туда не попал — как объяснили в Генпрокуратуре, вследствии того, что не был достроен. Удалось ли закончить строительство, неизвестно — в декларации супруги теперь уже бывшего генпрокурора дом такой площади так и не появился, а в 2013 году из нее пропал и участок — возможно, был продан, а возможно, переписан на одного из взрослых сыновей.
Кадры решают все
Так или иначе, Трошкин сблизился с могущественным кланом Чаек и даже, по некоторым данным, стал советником генпрокурора. Эти связи, по словам источника ПАСМИ, он стал использовать, чтобы устраивать карьеру в органах надзора “своим” людям, зачастую — с неоднозначной репутацией.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— директор ФСБ Александр Бортников
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Очень показательна история заместителя прокурора Челябинской области Игоря Трошкина, которого называют близким родственником Николая Трошкина. Подтверждений их родственных связей нет, но, во всяком случае, они уроженцы одного региона — все той же Челябинской области. Да и факты биографии Игоря Трошкина показывают, что без высокого покровительства не обошлось.
Еще в начале 2018 года, когда Игорь Трошкин занимал пост прокурора Курчатовского района Челябинска, ПАСМИ обнародовало информацию о его судимости. Доказательство было опубликовано на официальном сайте Челябинского областного суда. По его данным, в 2005 году Трошкин был приговорен к штрафу в 5 тыс. рублей по статье 130 УК РФ — “Оскорбление”. Но данный факт не помешал Юрию Чайке в октябре того же года назначить его замом прокурора региона — в нарушение ч. 2 ст. 40.1 федерального закона «О прокуратуре».
Причем, данное назначение сопровождалось попытками скрыть судимость сотрудника надзора. Информация на сайте Челябинского суда изменилась волшебным образом. Если раньше там было написано, что в кассационной инстанции решений по отмене приговора не принималось, то в новой версии кассация отправила судебный акт на новое рассмотрение. А там, как пояснили ПАСМИ в областном суде, производство по делу было прекращено в связи с примирением сторон.
Метаморфозы с данными на официальном сайте назвали исправлением допущенной ранее ошибки. Правда, исправляя одну “ошибку”, сотрудники суда допустили другую — основанием для отмены решения суда в 2006 году была указана статья 401.15 УПК РФ, которая была введена лишь четыре года спустя — в декабре 2010 года.
Подарок для Краснова
Понятно, что Игорь Трошкин — не единственный сотрудник надзорных органов, которому покровительствовал Трошкин Николай. Еще одним протеже последнего — гораздо более высокопоставленным и влиятельным — собеседник редакции назвал заместителя генерального прокурора Юрия Пономарева. По его словам, именно Трошкин способствовал успешной карьере Пономарева, а в 2011 году лоббировал назначение прокурора Свердловской области замом Чайки. Кстати, служба Пономарева в органах надзора начиналась именно в Челябинской области, откуда, напомним, родом Трошкин.
Сферу влияния на Урале при новом назначении Юрий Пономарев не потерял — до сентября 2018 года он курировал в Генпрокуратуре именно УрФО, а затем был переведен на Центральный федеральный округ.
А в марте 2020 года — спустя два месяца после ухода Юрия Чайки и назначения на пост генпрокурора Игоря Краснова, по данным источника ПАСМИ, Николай Трошкин при помощи Юрия Пономарева способствовал назначению в генеральную прокуратуру еще одного “своего” человека — Владимира Тюлькова. Кстати, начало его карьеры тесно связано все с тем же Уральским федеральным округом: после окончания университета в Тюмени он прошел путь от стажера в Тюменской транспортной прокуратуре до заместителя Уральского транспортного прокурора, а затем занимал должности зампрокурора и прокурора ХМАО.
В 2007 году Тюльков был переведен в столицу — на пост главы Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, а в начале июля 2017 — назначен прокурором Костромской области. По словам источника ПАСМИ, перевод из Москвы в провинцию был связан с коррупционными разоблачениями в транспортной прокуратуре. Возможно, эти разоблачения касались зама Тюлькова Павла Юркина, хотя о его задержании за взятку официально сообщили несколько позже — 28 июля 2017 года.
Как бы то ни было, но в марте 2020 года Тюльков, вернулся в транспортную сферу с повышением: он стал старшим помощником генпрокурора, начальником 23-го управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере. Кстати, согласно указу генпрокурора, 23-е управление курирует не Пономарев, а другой зам Краснова — Николай Винниченко. Как пояснил собеседник ПАСМИ, Винниченко был возмущен кадровым решением, принятым без его ведома, но противопоставить лобби Чайки-младшего, Трошкина и Пономарева ничего не смог.
Дорожный кошелек
Как пояснил источник, желание иметь подконтрольного человека в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте неслучайно. В этой отрасли давно и плотно работает связанный с ними некими финансовыми обязательствами самарский миллиардер Марс Бахитов.
Сейчас сфера деятельности Бахитова весьма широка — от строительства элитного жилья в Москве до предприятий общественного питания. Но сколотил свое состояние Бахитов на контрактах со структурами “Российских железных дорог”. В частности, на счету компании “Реммагистраль”, принадлежащей жене Бахитова Ольге, — 18 выигранных тендеров ОАО “РЖД” на общую сумму свыше 2 млрд рублей и 13 подрядов для АО “РЖДстрой” еще на 1,5 млрд рублей.
Есть в портфеле “Реммагистрали” и выполненный заказ непосредственно от Генпрокуратуры. В 2016 году компания выиграла конкурс на реконструкцию санатория работников прокуратуры “Истра” стоимостью почти 69 млн рублей.