Бывшего руководителя жилищно-коммунальной сферы Ростовской области Андрея Майера обвиняют в нецелевом использовании около 50 млн рублей. Суд установил, что ответственность за неправомерные расходы несут иные лица, но несмотря на это, экс-министр четвертый месяц находится в СИЗО. По мнению его адвоката, за сфабрикованным делом стоят ростовские сотрудники ФСБ: они якобы приложили руку к аресту чиновника и оказывают давление на свидетелей. О нестыковках в уголовном деле — в материале ПАСМИ.
В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился председатель коллегии адвокатов «Закон и справедливость» Владимир Чесноков — представитель бывшего министра ЖКХ Ростовской области Андрея Майера. Задержание высокопоставленного чиновника стало одним из громких успехов регионального управления ФСБ за последние годы. Однако, защитник Майера считает, что резонансное дело могло быть сфабриковано силовиками ради служебных показателей. Доказательства своей версии он представил в редакцию Первого антикоррупционного СМИ.
Парковые “посадки”
Уголовное преследование бывшего министра ЖКХ Ростовской области Андрея Майера началось в конце декабря 2020 года. Оно связано с благоустройством парка на улице Вересаева в Ростове-на-Дону, на которое в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»было выделено 46 млн рублей из федерального бюджета.
Проект не был завершен в срок, а качество его выполнения вызвало нарекания горожан. Вскоре последовали и уголовные дела: сначала хищение более 900 тыс. рублей в ходе реализации госконтракта вменили руководителю компании-подрядчика ООО «Спецстрой», бывшему депутату городской Думы Эдуарду Бабаеву.
А затем следствие пришло к выводу, что чиновники в принципе не имели права выделять бюджетные деньги на благоустройство парка, и ответственным за нецелевое расходование средств стал Андрей Майер, который к тому времени уже покинул пост министра.
25 декабря декабря бывший чиновник был задержан сотрудниками ФСБ, а на следующий день ему было предъявлено обвинение по ч.2 ст. 285 УК РФ -“Злоупотребление должностными полномочиями”.
При этом, как обратил внимание адвокат Майера Владимир Чесноков, доследственную проверку материалов, собранных региональным управлением ФСБ, вело СУ СКР по Ростовской области, но дело возбудили в главном следственном управлении областного МВД.
Как указывается в постановлении, Майер лично, исходя из собственной заинтересованности, повлиял на победу заявки по «Парку Вересаева» в областном конкурсе объектов благоустройства. Федеральная субсидия была выделена на этот проект, так как он предполагал привлечение значительного объема внебюджетных средств, но, по версии следствия, инвестор — ООО «ЮСИ-Дон» — не намеревался ничего вкладывать, а бывший министр ЖКХ был об этом осведомлен.
Спонсорские разборки
Таким образом, как отметил адвокат Владимир Чесноков, все событие преступления, по сути, состоит в том, что инвестиционных планов не существовало, но это предположение следствия опровергается конкретными документами.
Так, в ответ на адвокатский запрос Чеснокова директор фирмы «ЮгСтройИнвест-Дон» подтвердил, что “на момент проведения областного конкурса проектов благоустройства” компания, действительно, планировала вложить средства в парк.
Что касается изменения позиции спонсора, то от вложения средств фирма «ЮСИ-Дон» отказалась уже после завершения отборочных процедур. По данным адвоката, это решение объяснялось тем, что бюджетное софинансирование планировалось в объеме 150 млн рублей, а в итоге оказалось менее 50 млн.
“Инвестор – это частная организация, которая оценивает коммерческую привлекательность объекта. И когда бюджет дал денег в три раза меньше, чем рассчитывалось, инвестор, по всей видимости, посчитал, что проект стал невыгодным и вышел из него”, — высказал свое мнение Владимир Чесноков.
Они в курсе:
— губернатор Ростовской области Василий Голубев
— прокурор Ростовской области Роман Прасков
— глава УФСБ Ростовской области Олег Южаков
— руководитель СУ СКР Ростовской области Аслан Хуаде
— начальник ГУ МВД по Ростовской области Олег Агарков
Также адвокат обратил внимание на то, что разработкой программы благоустройства парка занималась администрация Ростова-на-Дону, и именно муниципалитет вел переговоры с инвестором.
“Министерство ЖКХ не имело таких полномочий, и если бы Майер лично взаимодействовал с инвестором – это и было бы настоящим злоупотреблением полномочиями”, — рассказал Владимир Чесноков.
Юрист обнаружил письмо теперь уже бывшего мэра Ростова Виталия Кушнарева губернатору области Василию Голубеву, где глава администрации сообщает, что инвестор заявил о намерениях вложить в благоустройство парка 50 млн рублей.
Сведения бывшего мэра Ростова-на-Дону о договоренностях с компанией «ЮгСтройИнвест-Дон» были включены в заявку на благоустройство парка, что соответствовало порядку проведения конкурса. А регламент отбора участников был разработан в соответствии с федеральными рекомендациями, которые применяются во всех субъектах страны.
“Баллы по каждой заявке выставляли участники конкурсной комиссии – их было 30 человек. Все голосовали на равных условиях, Майер как председатель комиссии единолично определить результаты конкурса не мог, и его мнение в отдельности ничего не решало. При этом, все участники комиссии дают показания, что они действовали самостоятельно и на них никто не давил”, — подчеркнул защитник экс-министра.
Также, по его словам, не мог Майер и повлиять на решение о получении денег из федерального бюджета — выделение средств согласовывалось через ростовский Минфин и казначейство.
Истина — в суде
Бывший министр ЖКХ не имел полномочий и для того, чтобы контролировать порядок освоения уже полученных средств. Следить за использованием бюджета должен был муниципалитет, и ответственность городского департамента ЖКХ за неправомерную трату бюджетных денег на парк была признана судебными органами. Соответствующее решение Арбитражный суд Ростовской области вынес 21 декабря 2020 года — за несколько дней до задержания Андрея Майера, а в апреле 2021 постановлением 15-го арбитражного апелляционного суда это решение вступило в законную силу.
“Департамент является заказчиком, координатором и разработчиком муниципальной программы (по благоустройству городских территорий и несет ответственность за реализацию программы”, — указано в документе.
Суд обязал Департамент ЖКХ Ростова вернуть в федеральный бюджет 46 млн рублей, выделенных на “Парк Вересаева” в качестве субсидии. Кроме того, арбитраж установил, что данный департамент переплатил подрядчику — компании бывшего муниципального депутата Эдуарда Бабаева — около 10 млн рублей при закупках материалов, а также принял некачественные работы.
“Таким образом, суд пришел к выводу, что именно департамент ЖКХ как уполномоченное лицо муниципального образования, а не Андрей Майер, вопреки версии следствия, не обеспечил должный контроль расходования бюджетных средств на парк”, — подчеркнул защитник экс-министра. При этом, бывший руководитель департамента Анна Нор-Аверян, которая уволилась после “паркового скандала”, к ответственности не привлечена.
Адвокат также отметил, что следствие до сих пор не смогло привести доказательств личной заинтересованности Майера в благоустройстве парка — чиновник не был знаком ни с потенциальным инвестором, ни с будущим подрядчиком.
Чекисты в теме
Исходя из событий, которые разворачиваются в ходе предварительного расследования, Владимир Чесноков не исключает, что дело против его подзащитного могла быть инициировано по команде из областного управления ФСБ, которое осуществляет его сопровождение.
В частности, чекисты сыграли свою роль в аресте Андрея Майера в декабре 2020 года. Как пояснил адвокат, меру пресечения суд избрал на основании рапорта некого оперативника ФСБ о намерениях Майера покинуть Россию, что подтверждалось якобы забронированными авиабилетами в Турцию. Позже в ходе судебных заседаний выяснилось, что бронь поддельная, оформлял ее не Майер, но содержание под стражей ему регулярно продлевает Ленинский районный суд Ростова-на-Дону. Очередное заседание по мере пресечения назначено на 22 апреля.
Кроме того, ростовские чекисты, судя по всему, оказывали давление на свидетелей. Так, сотрудница министерства ЖКХ Ростовской области Евгения Евсенкова заявила, что оперуполномоченный УФСБ России по Ростовской области по фамилии Паршук предлагал ей оговорить Андрея Майера.
Как следует из заявления Евсенковой, сотрудник спецслужбы в ходе обыска требовал дать показания, что Майер давал незаконные указания о включении расходов на благоустройство парка в госпрограмму по предоставлению субсидий. Чиновница на это предложение ответила отказом, а о случившемся сообщила адвокату Андрея Майера и записала видеообращение, которое было направлено в военную прокуратуру и военно-следственный отдел СУ СКР по Ростовскому гарнизону. Кроме того, показания Евсенковой с видеозаявлением приобщены к материалам уголовного дела.
Дело без башни
Юрист также обратил внимание на то, что чекисты пытались связать Андрея Майера с делом об установке в регионе непригодных к использованию водонапорных башен. Адвокат рассказал, что после задержания его подзащитного допрашивали сотрудники ростовского УФСБ по обстоятельствам реализации данного проекта, но собрать доказательств его вины не удалось. Несмотря на это, сведения о причастности Майера к махинациям подрядчика активно муссировались в СМИ, а в качестве источника информации региональные журналисты указывали собеседников в силовых структурах.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— директор ФСБ Александр Бортников
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев
Дело о благоустройстве парка, по мнению адвоката, также не имеет под собой доказательной базы и вызывает у правоохранителей множество затруднений. С декабря 2020 года по март 2021 следователями Главного следственного управления ГУ МВД по Ростовской области были допрошены все ключевые свидетели, но, как заверил Владимир Чесноков, их показания указывали на непричастность Майера к данному преступлению.
Адвокат сообщил, что прокуратура Ростовской области в порядке осуществления надзора за расследованием передала дело Майера в следственное управление СКР по Ростовской области. Об основаниях для такого решения защитнику неизвестно, но, по его словам, в региональном СУ СКР уже успели сменить следователя по этому производству.
Что же касается самого Майера, то он по-прежнему своей вины не признает и намерен добиваться полной реабилитации, заявил адвокат.