Если вдуматься, удивительно, как некоторые, по сути, околоспортивные дельцы используют футбольные бренды для своей весьма сомнительной раскрутки.
Известный журналист, автор книг о футболе Алексей Матвеев специально для телеграм-канала ВЧК-ОГПУ и Rucriminal.info приоткрывает завесу почти подпольной, невидимой глазу болельщика деятельности.В «Разгуляе» С РОМАНЦЕВЫМЧервиченко и Романцев
Нынче Андрей Червиченко подвизается экспертом на разных спортивных порталах. Экспертиза, мягко говоря, некачественная, почти неизменно с плохо скрываемой обидой на когда-то возглавляемый им клуб.
В футбольных тонкостях Андрей Владимирович не разбирается, хотя, наверное, должен разбираться, все-таки, «экспертом» себя мнит. Интервью на тему игры дает охотно, видимо, не подозревая, в каком невыгодном свете себя выставляет. Попытки осмыслить происходящее в большом российском футболе нередко выглядят смехотворными.
С целью разузнать больше о самом Червиченко, нашел его земляка. Мой источник просил не называть его имени, фамилии, поручившись за достоверность изложенных сведений.
Итак, талант Андрюши, как выразился ростовский знакомый, был виден еще с детства. Экономист Александр Щенков, вхожий в семью Червиченко, неизменно говаривал: какой способный ребенок, далеко пойдет! Известный ученый нисколько не ошибся в своих предположениях, высоко отзываясь об интеллектуальных возможностях мальчика, хотя под его руководством Червиченко никогда не обучался.
Тем не менее, Александр Сергеевич сразу разглядел, что именно в сфере экономики Андрюша может добиться значительных успехов. Подтверждала сию гипотезу и весьма добротная учеба ростовского юноши в Московском государственном университете, правда, факультет он выбрал несколько странный для себя – исторический. «Добрые языки» утверждали, ему даже светила карьера ученого. Но от судьбы не уйдешь. Лихие 90-е вернули Андрея Червиченко в родную стихию – предпринимательство.
- В бизнес, связанный с газом и нефтью, Андрея привели близкие люди, - рассказал мой собеседник. – Родственник жены Червиченко занимал высокий пост в топливно-энергетическом комплексе. Он и способствовал приобщению ее мужа к «трубе». При этом все начиналось с небольших компаний, деятельность которых связывалась, прежде всего, с родным для Червиченко Ростовом. В середине 90-х Андрей Владимирович стал коммерческим директором одного из подразделений «ЛУКОЙЛа». Там начали нарабатываться связи, позволившие со временем обосноваться в «Спартаке».
В «ЛУКОЙЛе» хваткость молодого специалиста оценили довольно быстро. Только стать простым служащим Червиченко не захотел. Решил развивать собственный бизнес, находясь под крылом известной компании, - близостью с лукойловцами Андрей Владимирович щеголял постоянно. Обрел известность в финансовых кругах, разбирался в вопросах недвижимости, энергоносителей, банковского дела.
Но к футболу, понятно, господин Червиченко не имел никакого отношения. Забегая вперед, в этом и коренились причины неудач «народной» команды под его руководством.
Как все же «денежный мешок» оказался у руля «Спартака»? «Ларчик» очень просто открывается. На новое место работы Червиченко «прописывали» в печально знаменитом столичном ресторане «Разгуляй». В излюбленном месте встреч и отдыха прежних руководителей «Спартака» во главе с Романцевым (о криминальных разборках времен «легендарного» тренера и президента красно-белого клуба ВЧК-ОГПУ подробно рассказывал). За чаркой «горячительного» обсуждались судьбоносные для знаменитой команды вопросы, принимались «исторические» решения.- В «Разгуляе» пропили и проели великую команду, - с горечью констатировал мой ростовский знакомый. Тогдашнему руководству столичного клуба во главе с упомянутым Романцевым представили сначала Александра Шикунова, а спустя полгода Андрея Червиченко. Посредником на переговорах выступил помощник Олега Ивановича, тоже печально известный Юрий Заварзин…
На званом обеде (или ужине) объявили, что с приходом Шикунова и Червиченко снимутся проблемы по формированию клубного бюджета, начнет проводиться в жизнь грамотная и широкомасштабная трансферная политика. Что позволит-де заняться строительством собственного стадиона, возрождением детско-юношеской школы, и т.д. Но ничего подобного не произошло даже близко. Почему?
- Причина банальная, - пояснил эксперт, знающий Червиченко не понаслышке. – Как бизнесмен, Андрей, может, и не плох, но в сугубо футбольных вопросах, тонкостях трансферного рынка, квалификации игроков не разбирается. Отсюда и многие беды.
«ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, РОСТОВ!»Впрочем, не столько в этом дело. Можно не разбираться в тонкостях игры, уровне футболистов – на то есть в клубе помощники, отвечающие за подобные вопросы.
Удалось раздобыть бумаги, проливающие свет на деятельность новоявленного президента самой популярной в России команды. Из их текста легко понять, Андрея Владимировича «Спартак», как таковой, не волновал вовсе. Или от случая к случаю.
В основном, читался примитивный, даже тупой самопиар. Как же, руководил самим «Спартаком»! Престижно, броско. И в личных бизнес-делах громкая афиша, наверное, помогала. На Западе, кстати, обычная практика. Правда, там, в отличие от доморощенных нуворишей, всерьез и надолго берутся за такие проекты. Хотя бы потому, чтобы не угодить под «каток» разгневанных болельщиков, фанатов, тиффози, бурно реагирующим на возникающие в команде проблемы. Личный имидж может пострадать. Метаморфозы, в свою очередь, отразятся на дальнейшей, в том числе, личной жизни. Серьезные бизнесмены считают риски, связанные с миром большого спорта.
В переписке, которую скоро приведу, сквозит бесспорный талант Червиченко в вопросах недвижимости, например. Но какое это имеет отношение к самому футболу, прежде всего, команде, которую Андрей Владимирович добровольно взялся опекать? Да практически никакого.
При Романцеве в последние годы его правления команда сдавала позиции, да еще четыре (!) заведенных на спартаковских управленцев уголовных дела не способствовали развитию. С ним, однако, если быть до конца объективным, спартаковцы завоевали титулы чемпионов страны, неплохо выступали на европейской арене, показывая «зубы» грандам.
Под руководством Червиченко, с футбольными наставниками, которых он менял, будто заношенные от времени перчатки, «Спартак» вовсе утратил лидирующие позиции. Селекция удивляла специалистов, экспертов, журналистов, как размахом (через состав популярной команды проходили десятки игроков), так и уровнем (игроки с именем в клубе практически отсутствовали).
Чтобы хоть как-то оправдаться в глазах фанатов, Андрей Червиченко непривычно часто раздает интервью. Признается, клуб не может соперничать по уровню финансирования с тогдашними «Локомотивом», ЦСКА.
«Я вкладываю в команду собственные деньги, но все равно мы еле сводим концы с концами», - вот лейтмотив тех высказываний Андрея Владимировича. Представители генерального спонсора «красно-белых» из компании «ЛУКОЙЛ» между тем заявляли о полном выполнении контрактных обязательств перед клубом. А в кулуарах поговаривали, что ежегодные отчисления нефтяников спартаковцам значительно больше 3-4 миллионов долларов, прописанных в официальных бумагах.
Осведомленные источники увеличивали озвученную сумму в три-четыре раза. «Спартак», не секрет, получал и другие спонсорские средства, в итоге выходило около 20-25 миллионов за сезон. Как раз уровень тех же «Локомотива» с ЦСКА. Господин Червиченко, однако, сетовал на острую нехватку средств. И болельщики на тот момент верят ему, неодобрительно кивая головами в сторону конкурентов, провернувших очередную громкую сделку.
Спрашивается, зачем Червиченко брал «Спартак», с его же слов, непосильную для себя ношу? Все-таки, не заштатная командочка, а любимый миллионами клуб. Не рассчитал возможности, переоценил себя, гордыня заела, очень славы хотелось? Слава тоже разной бывает, например, дурной. Фанаты спустя время стали приходить на трибуны с уничижительными в адрес Андрея Владимировича плакатами: «Чемодан, вокзал, Ростов!». Понятно, гнали нелюбимого, случайного человека из стана родной команды. В принципе справедливо.