Чеченский лидер сознательно идет на обострение, а противостояние с силовиками связано с расследованием дела Немцова, считают эксперты.
Стрелять на поражение
В конце прошлой недели в публичную полемику вылился конфликт главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова с руководством сразу двух силовых ведомств — Следственного комитета России и Министерства внутренних дел. Взаимный обмен мнениями начался с жесткой публичной реакции Кадырова на несогласованную с чеченскими коллегами операцию ставропольских полицейских в Чечне, в ходе которой погиб житель республики. «Если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения, будет он москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение», — заявил Кадыров в среду на совещании по проблемам безопасности республики с местными силовиками. Там же он дал личное поручение всем руководителям местных органов ФСБ, СКР и МВД наказать виновных.
В четверг в специальном заявлении МВД подтвердило полную правоту своих коллег и назвало слова Кадырова «неприемлемыми». На это Кадыров предположил, что министра Владимира Колокольцева ввели в заблуждение его подчиненные, а чеченские силовики заявили о возбуждении уголовного дела в отношении коллег из Ставрополя (по статье 286 УК о превышении полномочий). Вечером в пятницу в ситуацию вмешался председатель СКР Александр Бастрыкин, который личным решением отменил возбуждение дела против полицейских.
В свою очередь Кадыров в субботу призвал Бастрыкина лично объяснить родственникам погибшего в ходе спецоперации и всем жителям Чечни, каковы «истинные причины отмены дела, рассказать, какие нарушения допущены при его возбуждении, почему нет необходимости провести проверку, если погиб человек».
В субботу в Чечню по поручению руководства СКР прибыли следователи управления по Северо-Кавказскому федеральному округу для проверки обстоятельств инцидента. «Хотел бы подчеркнуть, что проверка будет проводиться объективно, абсолютно непредвзято и в точном соответствии с законодательством Российской Федерации», — заверил представитель СКР Владимир Маркин.
Собеседник РБК, близкий к руководству МВД, уверяет, что в ведомстве продолжают настаивать на своей версии событий и полностью поддерживают решение Бастрыкина о прекращении дела против полицейских.
Что случилось в Грозном
В воскресенье, 19 апреля, полицейские из Ставропольского края попытались задержать в Грозном жителя Чечни Джамбулата Дадаева, который находился в розыске за стрельбу в Ставрополе в предпринимателя-конкурента. В МВД утверждают, что ставропольские полицейские обратились к своим коллегам в Управлении уголовного розыска МВД по Чеченской Республике и проинформировали их о цели своей командировки. Руководитель чеченского уголовного розыска и министр внутренних дел Чечни этот факт отрицают.
По версии МВД, в ходе задержания Дадаев пытался скрыться на своем автомобиле, протаранив при этом транспорт приехавших в Грозный сотрудников. Пытаясь остановить машину, полицейские открыли огонь и смертельно ранили Дадаева.
На место происшествия прибыли сотрудники чеченского ОМОНа, которые окружили ставропольских силовиков. По их словам, полицейские из Ставрополя были в масках и отказывались показать документы. Окруженные чеченцами оперативники, в свою очередь, обратились за помощью к сотрудникам временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России, которая с 2000 года базируется в Ханкале и находится в федеральном подчинении. После этого им удалось покинуть Чечню.
Связь с делом Немцова
Позиция Кадырова логично вытекает из противоречий, которые обнажились в ходе расследования дела об убийстве Бориса Немцова, считает адвокат семьи погибшего Вадим Прохоров. «Могу констатировать, что в Чечне следствие, несмотря на самый высокий уровень, столкнулось с явными препятствиями. Как вы думаете, почему до сих пор не допрошен [Руслан] Геремеев? Если лидер одного региона считает себя равнее других, это рано или поздно должно было вылиться в конфликт с силовиками», — говорит Прохоров.
Личность Геремеева всплыла в деле об убийстве Немцова после показаний главного обвиняемого — его сослуживца по батальону «Север» Заура Дадаева — и его предполагаемого сообщника, экс-сотрудника РОВД Шелковского района Темирлана Эскерханова. В показаниях говорится, что Дадаев жил в московской квартире Геремеевых, получил пистолет и машину для преступления от человека по имени Русик из окружения Геремеева. Адвокат Дадаева в интервью РБК заявил, что его подзащитный действительно жил в квартире Геремеева, но показания против Геремеева у Дадаева добивались под пытками. В результате, по словам защитника, Дадаев назвал следователям «мифическое» имя Русик.
«Новая газета» называла Геремеева родственником близких к Кадырову депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова и сенатора от республики Сулеймана Геремеева. По данным издания, еще в первой половине марта в УФСБ по Чеченской Республике пришло указание из Москвы задержать Руслана Геремеева и еще одного подозреваемого Руслана М. и доставить их для допроса. Поручение следствия не исполнено до сих пор. Неизвестно спецслужбам и достоверное местонахождение Геремеева. Возможно, он до сих пор находится в чеченском селе Джалка — родовом селе депутата Делимханова, однако мог и покинуть Россию через международный аэропорт в Грозном, используя для выезда поддельный паспорт, писала «Новая Газета».
Убежище у Кадырова
В мае 2013 года вице-премьер и куратор фонда «Сколково» Владислав Сурков раскритиковал Следственный комитет, после того как в ведомстве завели несколько дел о коррупции в фонде. «Энергия, с которой СК публикует свои предположения, вызывает у обычных людей ощущение, что совершены преступления. Но это просто энергичность СК. Пусть докажут, что эти люди в чем-то виноваты, это мы еще посмотрим, докажут или нет», — заявил Сурков, находясь в Лондоне.
В ответ официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин опубликовал статью в газете «Известия», в которой заявил, что так называемые эффективные менеджеры и их «кураторы» «завели моду» жаловаться Западу на СК, обвиняющий их коллег в хищениях. Сурков назвал статью Маркина «графоманией» и отказался ее комментировать.
Спустя несколько дней Сурков покинул свой пост в правительстве, а в конце месяца по приглашению Кадырова приехал в Чечню. «Он — мой названный брат и останется им навсегда. Какой же я мужчина, если буду отказываться от брата после его увольнения? Даже если мне повредит дружба с Сурковым, я буду гордиться нашим родством», — заявил тогда Кадыров и предложил Суркову работать в республике.
Собеседник РБК, близкий к следственной группе по делу Немцова, подтвердил намерения следствия допросить и задержать Геремеева, а также другого фигуранта, который ранее фигурировал в материалах дела под именем Русик, однако, по словам источника, на территории Чечни следствие сталкивается с серьезным противодействием.
В пятницу Адам Делимханов и Сулейман Геремеев, ранее хранившие молчание относительно ситуации вокруг убийства Немцова, высказались по поводу конфликта чеченского лидера с силовиками. Они расценили освещение ситуации в прессе как попытку отдельных российских СМИ использовать для расшатывания политической стабильности в России «эмоциональную и по-человечески вполне предсказуемую реакцию» Кадырова на «незаконные и провокационные действия сотрудников МВД».
Собеседник в МВД обратил внимание РБК на сюжет «Первого канала»: в полиции расценили его как поддержку ее позиции. В пятницу в вечернем выпуске новостей в связи с этим конфликтом корреспонденты напомнили про попытку задержания чеченскими силовиками в Москве бывшего охранника Ахмата Кадырова Мовлади Байсарова в 2006 году, его застрелили на Ленинском проспекте. «Тогда к действиям чеченских силовиков возникло много вопросов. Но уголовное дело вскоре закрыли», — подчеркнул автор сюжета. Бывший вице-премьер Чечни Бислан Гантамиров и депутат Государственной думы Михаил Маркелов заявляли о возможной причастности к гибели Байсарова тогдашнего вице-премьера Чечни Адама Делимханова.
Молчание Путина
Последние высказывания Кадырова в адрес силовиков выглядят игрой на обострение, считает главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов: «Кадыров безусловно ощущает угрозу своему положению, это продуманная стратегическая коммуникация с федеральным центром».
По мнению Шведова, Кадыров готов и дальше идти на обострение ситуации до тех пор, пока его публично не раскритикует Путин, а молчание президента он будет трактовать как свою поддержку.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбы журналистов прокомментировать полемику Кадырова с МВД напомнил, что органы внутренних дел Чечни подчиняются МВД России. «Комментировать в данном случае нечего», — подчеркнул Песков.
Комментируя конфликт с силовиками в интервью телеканалу LifeNews, Кадыров на прошлой неделе подтвердил, что готов в любой момент уйти в отставку по указу Путина. «Какие у меня могут быть конфликты? <...> Спецслужбы знают, кто Кадыров, я знаю, кто они. Нас невозможно натравить друг на друга», —- сказал Кадыров.
Кадыров вынужден резко реагировать на действия силовиков, потому что следствие по делу Немцова и действия ставропольских полицейских ставят под сомнение его значимость, считает политолог Алексей Макаркин. «Ему нельзя допустить, чтобы в самой Чечне почувствовали, что он слабеет. В противном случае он может стать жертвой внутренних конфликтов в чеченском обществе. Его вынуждают доказывать свою силу», — объясняет Макаркин.
Похожими мотивами, по мнению эксперта, руководствовались в Кремле, когда наградили Кадырова орденом Почета на следующий день после задержания предполагаемых убийц Немцова, трое из которых оказались из числа чеченских силовиков. «Списки на награждение готовятся сильно заранее, поэтому само по себе награждение — совпадение. Но вот отмена награждения в угоду общественному мнению в Чечне была бы воспринята как сигнал к скорой отставке», — рассуждает политолог.
Путин вынужден будет восстановить баланс между силовиками и чеченской элитой, уверен Макаркин. «Возможно, будет отставка начальника следственного управления по Чечне, возбудившего уголовное дело против ставропольских полицейских. Возможно, будут какие-то перестановки в МВД Чечни», — предполагает эксперт.