К «Баварскому дому» у московского музея шкурный интерес

Источник
Музей им. Пушкина требует от подрядчиков 6 миллиардов рублей.
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал девять исков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. Пушкина) к российско-германской строительной компании «Баварский дом», находящейся в предбанкротном состоянии. Общая сумма исков, поданных с 19 по 23 октября к генеральному подрядчику Музейного квартала Пушкинского музея, составляет 5,9 млрд рублей. Гигантские средства могут исчезнуть.

Вернуть деньги можно, но трудно

Поданные в суд заявления ГМИИ им. Пушкина связаны с недовольством руководства музея строительством Музейного квартала. Тендеры, которые с 2019 по 2021 год выигрывал «Баварский дом», в основном касались реконструкции зданий в Малом Знаменском переулке. В частности, компания возводит там депозитарно-реставрационный и выставочный центр, занимается реконструкцией и реставрацией домовладения под Картинную галерею искусства старых мастеров, а также других объектов, расположенных неподалеку.

Проблемы со строительными организациями, ответственными за Музейный квартал, начались весной, сразу после ухода с поста руководителя ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак. Именно в период ее работы были заключены контракты с фирмами, к которым сегодня возникли финансовые претензии. «Октагон» писал, что в июле был потерян один из подрядчиков – ООО «Стройстандарт сервис». Причина – срыв госконтракта по превращению зданий на Волхонке в офисы для специалистов музея. ГМИИ требует от компании 94,5 млн рублей. В сентябре в отношении этого юридического лица возбуждено производство по делу о банкротстве, введено наблюдение. Аналогичная ситуация с музеем сложилась и сейчас, только сумма выросла более чем в 60 раз.

В Пушкинском музее и Минкультуры не ответили на вопрос издания о том, как отразятся судебные разбирательства на будущем Музейного квартала.

«Баварский дом» – российско-германская организация, которая работает с 1993 года. Компания специализируется на внутренней отделке помещений учреждений культуры. Долгие годы занимается реконструкцией, в число ее проектов входят Дом Наркомфина, Дом Быкова, Пушкинский музей, московская консерватория. Как следует из данных базы «Контур.Фокус», выручка фирмы в 2022 году составила 975 млн рублей, чистая прибыль – 20,8 млн.

Судя по сведениям картотеки арбитражных дел, в настоящее время «Баварский дом» находится в предбанкротном состоянии, поскольку компания проиграла значительное количество споров и накопила большую кредиторскую задолженность, отмечает в беседе с «Октагоном» партнер центра правовых услуг «Регус», юрист Александр Желватых. При этом вероятность удовлетворения требований исков, поданных Пушкинским музеем, довольна высока, говорит он.

– «Баварский дом» допускает аналогичные нарушения сроков выполнения работ по госконтрактам. Например, решение Арбитражного суда от 6 октября по иску московской консерватории (не вступило в силу). Конечно, какая-то часть требований может быть судом уменьшена – например, те же неустойки, – но сильно это ситуацию не меняет. – рассказывает юрист.

Претензии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского к «Баварскому дому» касаются реставрации комплекса зданий университета.

С июля по октябрь учреждение подало к строительной фирме 25 исков в общей сложности на 37 млн рублей.

Также 22 сентября Арбитражный суд Москвы принял к производству заявление ООО «Стройметаллсервис» о признании «Баварского дома» банкротом. Александр Желватых допускает подобный сценарий развития событий, поскольку только этому юридическому лицу организация задолжала 7,8 млн рублей. Причем речь в решении суда идет как раз о просрочке исполнения работ по договору подряда.

Строителям могли помешать санкции

Если производство по делу о банкротстве «Баварского дома» не будет прекращено, музею придется вместо подачи исков заявлять свои притязания в реестр требований кредиторов в банкротном деле наравне с другими, сообщает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Согласно действующим разъяснениям Высшего арбитражного суда, в реестр включаются все требования из договоров, заключенных до принятия заявления о банкротстве, а возбужденные исковые производства из таких договоров прекращаются.

– Поэтому, если дело о банкротстве не прекратится, шансы музея вернуть средства снижаются, по крайней мере в полном объеме, поскольку ему придется делиться с другими кредиторами. Если ГМИИ им. Пушкина захочет продолжить достраивать Музейный квартал, придется объявлять новый тендер, – поясняет эксперт.

Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин полагает, что причиной финансовых проблем строительной фирмы могли стать санкции и уход из России немецких акционеров.

– Основным акционером предприятия, судя по всему, была немецкая компания. Она могла просто перестать финансировать свою российскую «дочку», вплоть до утраты такой возможности из-за финансовых ограничений со стороны банков Германии. В результате стандартная схема работы этой организации, когда сначала финансирует немецкий акционер, а потом получаются деньги по российским госконтрактам, сломалась, – предполагает собеседник.

Дмитрий Жданухин видит существенные недостатки российской контрактной системы.

По его словам, она устроена так, что часто из-за условий тендеров заказчик не в состоянии ничего сделать против недобросовестного подрядчика.

Ситуация может привлечь внимание контролирующих органов, поскольку подобная неосмотрительность госучреждений при заключении сделок с подрядчиками (уже второй раз) выглядит довольно странно, добавляет Александр Желватых, комментируя иск ГМИИ им. Пушкина к «Баварскому дому».