Александр Шестун, занимавший весьма скромную по масштабам страны должность главы одного из подмосковных районов, накануне попал в выпуски федеральных телеканалов. Громкая новость — по данным Генпрокуратуры, у Шестуна обнаружили имущество на 10 млрд рублей — больше, чем у полковника Захарченко. Впрочем, и в минувшем году экс-чиновник упоминался в СМИ чаще, чем многие губернаторы и руководители федеральных органов. В ситуацию вокруг Шестуна оказались вовлечены высокопоставленные сотрудники кремлевской администрации и генералитет ФСБ, ее дважды комментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. ПАСМИ напоминает, как развивались события.
Мусор и протесты
С Александром Шестуном журналисты ПАСМИ познакомились на исходе 2017 года, когда Московскую область сотрясали «мусорные скандалы». Одним из очагов протеста против свалок стал вверенный Шестуну Серпуховский район, где находится полигон «Лесная», который эксплуатируется с многочисленными нарушениями экологических норм. Глава района, в отличие от большинства своих коллег, поддержал протестные акции населения против опасной для здоровья свалки.
8 декабря 2017 Александр Шестун дал ПАСМИ интервью, в котором прямо обвинил губернатора Подмосковья Андрея Воробьева во лжи президенту страны Владимиру Путину
по поводу нормализации ситуации с утилизацией отходов в области.
Чиновник также рассказал, что его конфликт с Андреем Воробьевым начался примерно за год до активизации протестных настроений в районе. Тогда областное правительство безуспешно попыталось выжить непокорного главу района из собственного дома под предлогом того, что здание было построено на землях лесного фонда и угрожало ему уголовными делами.
Тогда никто ни представить не мог, чем обернется эта достаточно острая, но все-таки региональная ситуация для Шестуна, как она затронет силовиков и чиновников самого высокого уровня.
Месть губернатора
Между тем, губернатор Воробьев не смог простить Шестуну того, что он согласовал митинг протеста против мусорного полигона. В администрации Серпуховского района начались жесткие обыски, которые практически парализовали ее работу.
Глава района принимает вызов и решает бороться с давлением, предавая огласке сведения, компрометирующие Воробьева, его подчиненных и покровителей. В апреле 2018 года ПАСМИ опубликовало фрагмент аудиозаписи разговора Шестуна с главой администрации Воробьева Михаилом Кузнецовым, где тот открыто принуждает Шестуна к уходу в отставку, угрожая начальником УФСБ по Москве и области Алексеем Дорофеевым и даже заместителем администрации президента Сергеем Киреенко.
Кузнецов заявляет Шестуну, что глава района «перешел некий рубеж», вследствие чего губернатор Воробьев с ним «работать не может». В случае если Шестун примет предложение губернатора об отставке, в качестве отступных ему предлагается должность советника губернатора либо возможность избраться в Московскую областную думу.
11 апреля администрация Серпуховского района добивается в арбитраже решения о закрытии полигона «Лесная», давление на Шестуна усиливается. Обыски продолжаются, в ходе одного из них, как сообщил сам чиновник, в сейф в его кабинете подбросили два конверта с деньгами.
Арестуют, нароют и закроют
Желая обезопасить себя, Александр Шестун записывает видеобращение к президенту Путину, в котором приводит сенсационные аудиозаписи, на которых ему угрожают генерал ФСБ Иван Ткачев и начальник управления в Администрации президента Андрей Ярин. Сотрудник кремлевской администрации прямым текстом говорит главе района, что ему нужно написать заявление об отставке, или за его судьбу никто не ручается. Генерал ФСБ обрисовывает схемы, по которым в России сажают глав регионов и прочит Шестуну судьбу арестованных руководителей Марий Эл, Коми и Сахалина.
«Они залезут в твои дела восьми-семилетней давности, у нас срок давности десять лет. После этого тебе нарисуют: приедет Москва или менты, заберут, арестуют, а потом нароют и закроют», — заявил генерал, но даже тогда нельзя было предположить, насколько точно сбудутся его угрозы.
Между тем, видеозапись вызвала широкий резонанс, просьба прокомментировать ее даже была озвучена в ходе ежедневной пресс-конференции с пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым. Песков пообещал, что в Кремле видеообращение посмотрят, но более никакой реакции от высшего руководства страны на него не поступило.
Сам Александр Шестун в интервью ПАСМИ рассказал о мотивах, побудивших его обнародовать записи переговоров с Ткачев и Яриным: «Я не собираюсь в тишине сдаваться, чтобы они меня по-тихому сажали. Они как вурдалаки, которые боятся света».
Кроме того, ПАСМИ обратилось с просьбой прокомментировать скандальные записи к отставному генералу КГБ Алексею Кондаурову. Ветеран спецслужб заявил, что они свидетельствуют о профнепригодности генерала Ткачева, но при этом высказал предположение, что ему за это ничего не будет.
Чуть позднее сам Иван Ткачев заявил журналистам, что не испытывает каких-либо проблем после публикации аудиозаписей с угрозами.
Обыски, аресты, прослушка
Между тем, активность правоохранителей и спецслужб в Серпуховском районе все усиливается. В конце апреля в отношении неустановленных сотрудников администрации возбуждается дело о мошенничестве, а в начале мая по обвинению в мошенничестве в СИЗО отправляют трех пожилых женщин, работающих в местных органах власти.
Между тем, ФСБ снова становится предметом обвинений в непрофессионализме. Секретную операцию по установке устройств для слежки за домом главы района срывает обыкновенная пенсионерка, действия спецслужб становятся достоянием гласности, в СМИ попадают даже фотографии сверхсекретного шпионского оборудования.
Глава района наносит ответный удар — обнародует историю с попыткой вымогательства у предпринимателей взятки в размере 350 млн рублей за разрешение на разработку карьера под Серпуховом. Александр Шестун заявляет, что к вымогательству причастен лично губернатор Воробьев, а генерал ФСБ Ткачев был о ситуации информирован, но не принял никаких мер.
Сорок автоматчиков и старое дело
13 июня 2018 года — в день объявления выборов главы Серпуховского района — в дом Александра Шестуна в поселке Большевик через окно вламываются несколько десятков автоматчиков в масках. Обыск продолжается до вечера и заканчивается задержанием Шестуна.
Вечером того же дня супруга главы района Юлия Шестун в интервью ПАСМИ рассказывает о нарушениях, допущенных в ходе следственных мероприятий. Среди них — применение грубой силы не только к самому Шестуну, но и к его дочери Марии, отказ допустить в дом адвоката и лишение главы района необходимой ему медицинской помощи.
Позднее выяснилось, что все эти нарушения были зафиксированы на видеокамеру, установленную в доме Шестуна. Ознакомившиеся с видеороликом юристы наши признаки нарушения Конституции РФ, УК РФ и закона «О ФСБ», такие как незаконное применение оружия при отсутствии оснований, нарушение порядка проведения обыска, необоснованное применение физической силы.
14 июня Басманный суд Москвы отправляет Александра Шестуна в СИЗО по обвинению в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. Уголовное дело возбуждено 13 июня в 2 часа ночи следователем Эдуардом Кабурнеевым. По версии следствия, Шестун в 2008 году незаконно передал в аренду земельные участки в деревне Борисово, которые затем были приватизированы по льготной цене. Ущерб бюджету был оценен в 62 млн рублей.
По словам адвокатов Шестуна, по этому факту ранее была проведена масса доследственных проверок и вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Сам глава района вину свою не признал, и перед судебным заседанием заявил, что уголовное дело — ни что иное, как месть губернатора Воробьева.
Вскоре после ареста Шестун передает в ПАСМИ обращение к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой взять расследование своего уголовного дела под личный контроль и надеждой на объективность следствия.
Тем не менее, в конце августа в отношении Шестуна было возбуждено новое уголовное дело — по тому же эпизоду. Изменились только статьи — главу района обвинили в незаконной предпринимательской деятельности, мошенничестве в особо крупном размере и отмывании похищенных средств.
Из тюрьмы на выборы
После судебного решения об аресте Александра Шестуна поместили в московское СИЗО «Водник». Там он начинает процедуру выдвижения кандидатом на пост главы Серпуховского района, но сталкивается с сопротивлением администрации изолятора. Начальник СИЗО Денис Папуша не допускает к нему нотариуса, визит которого необходим для регистрации доверенного лица кандидата, требуя разрешение следователя.
Шестун обращается с жалобой на нарушение прав в столичное управление и к главе ЦИК Элле Памфиловой. Последняя заявляет, что Шестуна должны допустить до выборов, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Но это заявление остается без внимания, и выборы проходят без Шестуна. Также не удается стать кандидатом в главы района его супруге Юлии.
В июле она записывает видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину
с просьбой остановить политический рэкет в отношении мужа.
Круговорот СИЗО и письма из камеры
Между тем, Шестуна неожиданно переводят из «Водника» в изолятор ФСБ «Лефортово». Там он начинает писать свои тюремные записки, в которых подробно рассказывает об арестантах, быте и нравах печально известного СИЗО. Эти записки публикует ПАСМИ — «Лефортово» глазами узника: «глубокая заморозка» и дух ФСБ» и «Лефортовские сидельцы: несломленное меньшинство из бункера ФСБ».
30 июля глава района начинает протестную голодовку, а 8 августа Басманный суд продляет арест Шестуна. Что интересно, на заседании суда присутствует сотрудник ФСБ, который докладывает начальству о ходе процесса. Одному из журналистов удалось сфотографировать представителя спецслужб и часть его переписки.
Между тем, из-за голодовки состояние здоровья Шестуна резко ухудшается и его по настоянию главы СПЧ Михаила Федотова госпитализируют в больницу СИЗО «Матросская Тишина».
Шестун прекращает голодовку, но не оставляет своих записок. О том, чем отличается «Матросская тишина» от «Лефортова» можно узнать из материалов ПАСМИ «„Матросская Тишина“: розовая камера вместо застенков ФСБ» и «„Матросская тишина“: день выборов и день бунта».
В тюремной больнице Шестун проводит 40 дней, но затем, до завершения лечения его внезапно снова переводят в «Лефортово». Причины перевода теперь уже экс-глава Серпуховского района рассказывает в своем письме — «Снова в „Лефортово“: ФСБ мстит Шестуну?»..
После перевода эпистолярное творчество Шестуна активизируется. Он передает в ПАСМИ еще ряд своих тюремных новелл — «Хроники „Лефортово“: главный беспредельщик тюрьмы ФСБ» и «СИЗО „Лефортово“: бои без правил под патронатом ФСБ».
Отдельно стоит упомянуть главу тюремных записок Шестуна, которая посвящена не жизни под арестом, а рассказу о генерале Ткачеве — «Генерал ФСБ — повелитель „басманной“ миледи и поклонник Гарика Махачкалы».
Чуть ранее ПАСМИ предает огласке ранее не опубликованные аудиозаписи с угрозами Ткачева Шестуну .
Вскоре сообщается о переводе Шестуна снова в «Матросскую Тишину». О версиях происходящего, высказанных экс-главой района, можно прочитать в статье «Как выйти из изолятора ФСБ. Прощай, „Лефортово“!»
Снова Кремль
Между тем, семья Александра Шестуна записывает еще одно видеообращение к главе российского государства, в котором просит поспособствовать возвращению домой мужа и отца.
Более того, дочери экс-главы района Марии Шестун удается получить комментарий по этому поводу у пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова на встрече последнего со студентами МГИМО, где учится Мария. Песков пообещал передать Путину просьбу о смягчении меры пресечения Александру Шестуну.
Также он сообщил, что в Кремле ознакомились с видеообращением самого Шестуна, но комментировать его не будут, так как идут следственные действия.
Ответ на видеообращение пришел не из Кремля, а от правоохранителей: в конце декабря Юлия Шестун рассказала, что следователь, ведущий дело ее супруга, угрожал ей лишением родительских прав. А в первый рабочий день нового 2019 года в доме, где проживает Юлия Шестун, прошел обыск. Следственные мероприятия длились 20 часов, были изъяты телевизоры, спортивные тренажеры, охотничье оружие и весь семейный фотоархив.
Между тем, Шестун продолжает знакомить аудиторию ПАСМИ с подробностями тюремного быта — выходит статья «Записи Шестуна — Сечин, Феоктистов, Кадыров, Сугробов и тюремная психиатрия». Также экс-глава района продолжает разоблачать генерала Ткачева — материал «Таможня и наркотрафик — золотая жила для чекистов».
И снова свалки
Пока Шестун находился под арестом, новая администрация Серпуховского района отказалась от иска о закрытии полигона «Лесная». Жители продолжают жаловаться на вонь со свалки, а для пропуска большего количества мусоровозов к ней строят новую дорогу.
4 декабря на внеочередном заседании Мособлдумы принимается решение о ликвидации самого Серпуховского района. А на 27 декабря назначены слушания по вопросу строительства под Серпуховом нового полигона. Как рассказал Daily Storm депутат городского округа Чехов Николай Дижур, свалка на территории сельского поселения Дашковское будет по площади почти вдвое больше, чем полигон «Лесная». По словам пресс-секретаря Шестуна Влады Русиной, с требованием выделить землю для нового полигона представители правительства Московской области обращались к ныне арестованному главе района, но тот отвечал категорическим отказом.
Шестун vs Захарченко — 10:8
15 января информационное пространство взорвало заявление официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного: у Шестуна обнаружено имущество на 10 млрд рублей — свыше пятисот земельных участков и 22 автомобиля. Генпрокуратура намерена обратиться в суд с иском об обращении всех этих активов в доход государства.
Новость подхватили все СМИ, даже федеральные телеканалы. И неудивительно: если ведомству Юрия Чайки удастся осуществить задуманное, то казна поучит на 2 млрд рублей больше, чем от конфискации имущества скандального полковника МВД Дмитрия Захарченко. Одним из самых популярных запросов в поисковике Яндекс стал «кто такой Александр Шестун и за что его посадили».
Между тем, адвокат Александра Шестуна и его супруга Юлия Шестун опровергли заявления представителя Генпрокуратуры, заявив, что надзорное ведомство пытается опорочить имя экс-главы района.
«Подобного имущества у Шестуна никогда не было и быть не могло. Данные действия надзорного ведомства, не соответствующие требованиям закона, направлены исключительно на создание негативного мнения о личности арестованного по сфабрикованному уголовному делу», — заявила Юлия Шестун.
По словам адвоката Сергея Малюкина, озвученная Генпрокуратурой цифра о 10-миллиардном имуществе экс-главы Серпуховского района к нему никакого отношения не имеет, оно принадлежит неизвестным третьим лицам и по закону конфисковано быть не может.
“В связи с этим законность действий генеральной прокуратуры вызывает сомнения”, — отметил защитник, добавив, что все действительно принадлежащее Александру Шестуну имущество уже арестовано следственными органами.
На следующий день после “разоблачительного” заявления представителя Генпрокуратуры сторонники Александра Шестуна запустили интернет-сайт, предлагающий пользователям информацию, связанную с уголовным преследованием экс-главы Серпуховского района, в частности, выдержки из СМИ, мнения о деле Шестуна известных людей. Читатели могут послушать записки “лефортовского узника” в формате аудиокниги и ознакомиться с автобиографической книгой Шестуна «Моя фамилия».