Издательница "Собаки" не того облаяла

Источник
Блогера-кулинара Нику Белоцерковскую обвинили в распространении ложной информации об армии.
Следственный комитет России (СКР) в среду возбудил три уголовных дела о распространении «заведомо ложной информации» о действиях российской армии. Это первые известные случаи применения совсем новой ст. 207.3 УК РФ. Два дела возбуждены региональным СКР в Томской области на основании материалов ФСБ, личности подозреваемых не раскрываются. Третье возбуждено федеральным СК в отношении известного блогера, автора популярных кулинарных книг Вероники Белоцерковской. Ей может грозить до десяти лет колонии.

В среду вечером Следственный комитет России сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении известного блогера, издателя Вероники Белоцерковской. «В марте 2022 года Вероника Белоцерковская на своей публичной странице в социальной сети "Инстаграм" опубликовала ряд записей,— говорится в сообщении СКР.—

Под видом достоверных сообщений в них содержались заведомо ложные сведения об использовании ВС РФ для уничтожения городов и гражданского населения Украины, в том числе детей, в ходе проведения "специальной военной операции" на территории указанного государства».

Количество постов и их содержание, ставшие основанием для возбуждения дела, в ведомстве не пояснили. СКР заявил, что в действиях госпожи Белоцерковской «усматриваются признаки преступления, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 207.3 УК РФ». Проще говоря, признаки «распространения заведомо ложной информации» о действиях российской армии, причем это распространение было совершено «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти». Максимальное наказание по ч. 2 ст. 207.3 УК РФ — десять лет лишения свободы.

Вероника Белоцерковская, известная как Ника Белоцерковская,— автор четырех популярных кулинарных книг, в том числе «Рецептыши» и «Диетыши». Также она издает журнал «Собака.ру» и выпускает видеоверсии своих кулинарных рецептов на телеканале «Домашний». У «Инстаграма» госпожи Белоцерковской сейчас 888 тыс. подписчиков.

Госпожа Белоцерковская сообщила “Ъ”, что узнала про уголовное дело «из телеграм-каналов». Она утверждает, что СКР не уведомлял ее заранее о проведении доследственной проверки. Вероника Белоцерковская добавила, что находится сейчас за пределами России. «Решается вопрос об объявлении ее в международный розыск»,— добавили в СКР. Однако, как ранее сообщал “Ъ”, после начала военной операции Интерпол изменил правила обработки российских запросов. С 11 марта они проходят проверку руководства организации «на соответствие требованиям устава» — как поясняют эксперты, «скорее всего, для исключения политической подоплеки».

Дело Ники Белоцерковской — уже третье, возбужденное по новой ст. 207.3 УК РФ.

Она, напомним, была принята после начала «специальной военной операции» и вступила в силу 4 марта. Депутаты Госдумы объясняли ее появление необходимостью «защиты интересов российской армии». В среду управление СК по Томской области объявило о возбуждении двух аналогичных дел «на основании материалов регионального УФСБ» — в отношении жителя Томска и жительницы закрытого города Северска. Дела возбуждены по первой части ст. 207 УК РФ — «Публичное распространение» без отягчающих обстоятельств (максимальное наказание здесь — до трех лет лишения свободы). Личности подозреваемых не раскрываются, в отношении них «избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий».

В правозащитном проекте «ОВД-Инфо» (внесен в реестр иноагентов, сайт заблокирован в России) предполагают, что подозреваемой жительницей Северска может быть активистка Марина Новикова — автор оппозиционных каналов в Telegram и на YouTube. О втором подозреваемом известно пока только из сообщений СК: «Разместил сообщения, содержащие заведомо ложную информацию, которую якобы получал от очевидцев с мест происходящих событий, об участии российских войск на территории Украины в период проведения "специальной военной операции" и ее результатах».

Первые три уголовных дела, возбужденные в один день, еще не определяют дальнейшую практику применения новой статьи, полагает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант. Тем не менее он полагает, что в ближайшие дни стоит ждать новых уголовных дел по этой статье, и опасается «избирательности» в действиях СКР.

«Поправки к УК принимались в спешном, пожарном порядке, чтобы применять их в нынешней ситуации. Ключевому требованию к закону — принципу правовой определенности, по моему оценочному мнению, ст. 207.3 не соответствует. Там слишком общие, размытые для уголовного закона формулировки,— говорит эксперт.— А раз так, значит, в эти нормы заложен риск избирательного произвольного применения».