Бывший спецкор “Ъ” и «Ведомостей», советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов обвиняется в сотрудничестве не только с чешской, но и с германской разведкой. По новым данным ФСБ, журналист за $248 передал сведения о деятельности российской армии в Сирии, а сделано это было через политолога Демури Воронина, имеющего гражданство России и Германии. Последний признал вину и дал показания. Иван Сафронов обвинение категорически отрицает, утверждая, что занимался исключительно журналистской деятельностью, а информацию черпал только из открытых источников, не имея допуска к секретным данным.
Об изменении «конфигурации обвинения» в госизмене (ст. 275 УК РФ), на днях предъявленного Ивану Сафронову в окончательной редакции, еще в понедельник сообщали его адвокаты. Однако раскрыть подробности смог лишь во вторник его защитник Иван Павлов, сам попавший под уголовное преследование в ходе представления интересов своего доверителя и некоторое время назад вынужденно уехавший в Грузию. По его словам, в итоговом документе не только скорректировано первоначальное обвинение в сотрудничестве с чешской разведкой и передаче ее представителям в 2017 году данных об обороноспособности российской армии и ряде аспектов ее деятельности, но и появился новый эпизод.
В первом случае речь идет, по данным “Ъ”, об общении с журналистом из Чехии Мартином Ларишем. Иван Сафронов никогда не скрывал, что они действительно были знакомы еще с 2012 года, но ничего предосудительного, по его словам, в этом не было, даже когда господин Лариш стал председателем и соучредителем Центра анализа и предотвращения угроз безопасности, который, по версии российских спецслужб, тесно сотрудничает с чешской разведкой. Ранее, как сообщал “Ъ”, его фамилия уже не раз звучала в связи с делом Ивана Сафронова, но конкретный облик его участие приобрело лишь на днях. При этом оказалось, что второй преступный эпизод, который старший следователь по особо важным делам СУ ФСБ полковник Александр Чабан инкриминировал Ивану Сафронову, касается еще более раннего периода — декабря 2015 года.
Тогда, по мнению следствия, Иван Сафронов, будучи журналистом, передал политологу Демури Воронину некую информацию о деятельности российских ВС в Сирии, которую тот, в свою очередь, переслал представителям Цюрихского университета Швейцарии и службе внешней разведки Германии, находящейся под контролем ведомства федерального канцлера страны.
Как считают в ФСБ, переданные сведения могли быть использованы для проведения анализа действий российских войск в Сирии.
Адвокат утверждает, что, согласно обвинению, за эту информацию посредник Воронин выплатил господину Сафронову вознаграждение в размере $248.
«Мы пока не понимаем, откуда взялась такая странная сумма»,— заявил “Ъ” господин Павлов, отметив, что разгадка явно находится в материалах уголовного дела и станет известна его коллегам только после их изучения.
По некоторым данным, в случае с обвинением в сотрудничестве с чешской разведкой также упоминается корыстный мотив, сумма «вознаграждения» в разы больше, но пока она не раскрывается.
При этом, по неподтвержденной информации, в рамках расследования была проведена экспертиза, которая установила, что переданные бывшим журналистом за границу сведения не использовались им самим в публикациях, а также не были опубликованы в других странах. Таким образом, следствие пытается опровергнуть версию господина Сафронова о том, что он занимался исключительно журналистской деятельностью.
Надо отметить, что сам Демури Воронин, имеющий двойное гражданство России и Германии, выпускник Государственного университета имени Фридриха Шиллера в Йене со степенью магистра политологии и международных отношений, был арестован Лефортовским судом еще зимой этого года опять же по обвинению в госизмене. После этого политолог, как отмечали его представители, признал вину и начал активно сотрудничать с ФСБ. Его дело многие связывали с расследованием в отношении Ивана Сафронова, но до последнего времени все это не имело официального подтверждения.
Как ранее сообщал “Ъ”, предъявление обвинения Ивану Сафронову по этому эпизоду стало полной неожиданностью и для его адвокатов, которые в подобной ситуации были лишены возможности защищать своего доверителя в полном объеме. «Могу лишь сообщить, что Иван Сафронов полностью отрицает вину по всем предъявленным обвинениям»,— заявил “Ъ” еще один адвокат экс-журналиста Дмитрий Талантов, отметив, что он не может давать более подробные комментарии из-за секретности дела и данных им подписок.
Как предполагают адвокаты, ознакомление с материалами уголовного дела, которое насчитывает всего порядка 20 томов, может сильно затянуться, так как защитникам запрещено не только копировать документы, но даже делать выписки несекретных данных. В итоге, по предварительным прикидкам стороны защиты, закончить чтение уголовного дела можно будет ближе к весне следующего года, тем более что следователь Александр Чабан якобы пообещал не ограничивать адвокатов в ознакомлении через суд.