По информации «Известий», в США из Испании могут экстрадировать еще одного российского гражданина — в Мадриде должен состояться суд о выдаче Штатам уроженца Санкт-Петербурга Вадима Полякова. Его задержали сотрудники испанской полиции на курорте Салоу (северо-восточная часть Испании) в конце июня этого года по обвинению в продаже краденых электронных билетов в США на сумму не менее $10 млн.
Как сообщил «Известиям» пресс-атташе генконсульства России в Мадриде Александр Корчагин, сейчас 30-летний Поляков содержится в здании Национальной судебной палаты Испании и ожидает суда, в июле его перевели в Мадрид из салоуского отделения полиции. Дата судебного заседания об экстрадиции в США пока не определена.
Российское консульство оказывает Полякову всяческую поддержку, отмечает Корчагин, его уже дважды за этот месяц навещал российский консул.
— Кроме того, нами был найден адвокат для Полякова, сейчас он работает над делом, — сообщает пресс-атташе. — Сообщили и родителям — они приедут к задержанному в ближайшие дни.
Суть обвинений американских спецслужб заключается в том, что Поляков якобы зарабатывал с помощью специального ПО — посредством которого злоумышленник получал доступ (логины и пароли) к аккаунтам на крупнейшей в мире билетной торговой площадке StubHub.com (принадлежит eBay). С помощью ворованных учетных записей, к которым уже были привязаны кредитки, он скупал билеты на ключевые события на территории США, а затем перепродавал их. По данным следствия, у Полякова есть подельники, которые также находятся в международном розыске — ущерб от деятельности группы, по предварительным данным, оценивается в сумму свыше $10 млн. Американские власти могут объявить о поимке Полякова в ближайшую неделю.
Это уже по меньшей мере второй случай за последние 12 месяцев, когда россиянина хотят экстрадировать из Испании в США. В августе прошлого года стало известно об аресте в Барселоне 20-летнего программиста, также жителя Северной столицы, Дмитрия Белороссова, ему инкриминируется мошенничество с использованием кредитных карт — в рамках другого, не связанного с делом Полякова, процесса. По словам адвоката Белороссова Аркадия Буха, его подзащитный несколько месяцев назад был экстрадирован в США и чувствует себя хорошо, состоялось первое заседание по делу.
Последним и наиболее громким случаем экстрадиции россиян в США стал арест 5 июля этого года на Мальдивах 30-летнего Романа Селезнева, сына российского депутата Валерия Селезнева. По версии следствия, Селезнев похитил и продал данные по кредитным картам американцев. С этой целью он якобы проникал в платежные системы предприятий розничной торговли США, внедряя в них компьютеры вредоносное ПО. В настоящее время Селезнев находится под стражей на американском острове Гуам в Тихом океане, куда его доставили американские спецагенты. По последним данным Валерия Селезнева, его сына арестовали по недействительному ордеру Интерпола, выписанному задним числом.
Испания не является той страной, из которой наиболее активно выдают кибермошенников, считает Валерий Павлов, председатель Профессионального союза программистов России.
— Дело в том, что в этой стране хорошо работают соответствующие службы. До недавнего времени страной-лидером в этом отношении была Германия, — добавляет Павлов.
При этом подобные случаи поимки и дальнейшей экстрадиции киберпреступников в США ранее случались с россиянами не менее часто, заверяет собеседник.
— Огромная часть этого процесса нам не видна, а такие случаи в последнее время активно предаются огласке только на фоне конфронтации России и Запада, — поясняет Павлов. — Деятельность высокотехнологичных мошенников — как наших, так и иностранных — отслеживалась всегда, еще с начала 1990-х.
Также не заметили ужесточения отношений между Россией и Испанией в Координационном совете российских соотечественников в Испании, отмечает его зампредседателя Александр Сургутанов.
— Наоборот, сейчас в наших взаимоотношениях наметился определенный подъем. Растет товарооборот между странами, взаимные дни культуры происходят все чаще. Такие случаи проходят здесь почти незамеченными, и нельзя сказать, что испанские спецслужбы стали более строги к нашим соотечественникам, — отметил Сургутанов.