Гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков направил в полицию заявление о попытке его незаконного смещения с этого поста. В этом он подозревает управляющего директора Russia Partners Владимира Андриенко, главного юриста фонда Анну Алейник, директора фонда по инвестициям в телекоммуникационные проекты Виталия Спасского и совладельца «Искрателекома» Михаила Решетова.
Попытка сместить Мирзабекова имеет своей целью рейдерский захват оператора и вывод из него активов, пишет он в своем заявлении («Ведомости» ознакомились с копией документа). По словам источника в полиции, такое заявление в управление экономической безопасности московской полиции действительно подано. Ведется доследственная проверка, говорит он.
«Искрателеком» обслуживает 170 000 пользователей интернета в Москве и Подмосковье, занимая 11-е место в России по этому показателю. Еще у оператора около 90 000 абонентов платного ТВ. В 2017 г. «Искрателеком» заработал 2 млрд руб., рассказывает Мирзабеков.
Russia Partners основан в 1991 г., следует из описания на сайте фонда. Он ориентирован на работу в странах России и СНГ. За все годы работы фонд аккумулировал под своим управлением более $1 млрд.
По словам Решетова, 12 ноября совет директоров «Искрателекома» избрал гендиректором Спасского в соответствии с уставом российского оператора и действующим законодательством. Мирзабеков был назначен в 2014 г. в соответствии с тем же уставом, полномочия его истекли 11 ноября 2018 г., подчеркивает Решетов. Решение не продлевать полномочия Мирзабекова принято в связи с крайне неудовлетворительными показателями его деятельности – под его руководством стоимость активов «Искрателекома» существенно снизилась, указывает он.
Но Мирзабеков апеллирует не к российскому уставу «Искрателекома», а к акционерному соглашению кипрской компании Anilora Enterprises Ltd., которой с 2014 г. принадлежит 100% акций оператора. О такой структуре владения оператором заявляют Мирзабеков и Решетов. Согласно акционерному соглашению совет директоров «Искрателекома» не имел права менять гендиректора и должен был быть распущен, солидарны Мирзабеков и акционер оператора Алексей Запорожец. Решетов акционерное соглашение Anilora не комментирует.
Anilora на 51% принадлежит кипрской компании Wintergate Holdings Ltd., на 46% – Wertica Holding Ltd. (зарегистрирована на Британских Виргинских островах), 3% – у кипрской Marcheser Holding Ltd, рассказывают Мирзабеков и Решетов. Из кипрского реестра следует, что около 63% Wintergate принадлежит фонду Russia Partners II, а около 25% – Решетову. Запорожец контролирует Wertica, рассказал «Ведомостям» он сам и подтвердил Решетов. Мирзабеков – партнер Запорожца по Wertica, ему принадлежит около 10% компании, сообщил он «Ведомостям».
При этом без разрешения Wertica смена гендиректора «Искрателекома» в России невозможна, пересказывает Мирзабеков кипрское акционерное соглашение. А такого разрешения Запорожец не давал, сказал «Ведомостям» он сам.
Совет директоров «Искрателекома» состоит из пяти человек, рассказывают Решетов и Запорожец. Они оба входят в его состав. Кроме них в совете директоров участвуют Андриенко и Алейник из Russia Partners, а также совладелец 33% Marcheser Holding Юрий Трофимов (его доля следует из кипрского реестра). Запорожец не участвовал в заседании совета директоров, поскольку считает его нелегитимным, заявил юрист компании «Деловой фарватер» (представляет интересы Запорожца и Мирзабекова) Антон Дерюжов.
Решетову не известно о заявлении в полицию, но он надеется на справедливое решение правоохранительных органов. В случае заведомо ложного доноса виновные должны быть привлечены к ответственности, подчеркивает Решетов. А Russia Partners и вовсе не является стороной конфликта, утверждает он.
Запорожец не исключает, что смена гендиректора повлечет вывод активов из «Искрателекома». В заявлении в полицию Мирзабеков писал о незаконном выводе средств со счетов компаний «Горком юго-запад» и «Горком регион» в 2015–2016 гг. В 2014 г. Запорожец внес свои доли в этих компаниях в уставный капитал Anilora. Чуть позже Anilora без его согласия продала активы двух «Горкомов» более чем за 500 млн руб., утверждает Мирзабеков. Компании были ликвидированы, а средства с их счетов от продажи активов не были распределены между акционерами, объясняет он. Решетов не считает продажу «Горкомов» выводом активов и добавляет, что Запорожец получил причитающиеся ему деньги.
Составленное по иностранному праву акционерное соглашение может иметь силу доказательства в России как при уголовном производстве, так и при гражданском, объясняет бывший адвокат Андрей Аграновский, ранее представлявший интересы Мирзабекова и Запорожца. По его словам, разбирательство потенциально может проходить на Кипре, в России и Великобритании. Решения английских и кипрских судов признаются и исполняются в России, но это может занять до года, говорит Аграновский.
Партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов считает, что устав «Искрателекома» стоило немедленно привести в соответствие с акционерным соглашением. Для российской компании приоритетен именно устав. Но в кипрских судах можно отстранить представителя мажоритарного акционера от управления компанией – эта процедура занимает 2–3 месяца. Однако вынесения такого решения добиться непросто: суды удовлетворяют такие требования в 30% случаев, отмечает юрист.
В сложившейся ситуации миноритарий может обратиться в кипрский суд и в качестве обеспечительной меры потребовать наложить запрет на смену гендиректора, считает партнер юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов. При этом ему придется доказать нарушение акционерного соглашения, отмечает он.
Алейник и Спасский отказались от комментариев. Связаться с Андриенко не удалось. Представители Russia Partners и его американского материнского фонда Siguler Guff & Company не ответили на запросы «Ведомостей».