Как стало известно “Ъ”, один из основателей нефтяной компании Timan Oil & Gas Борис Ройтер, обвиняемый в мошенничестве при получении в 2008 году 100-миллионного кредита в Первом чешско-российском банке (ПЧРБ), обратился в МВД с просьбой проверить законность его уголовного преследования. Основанием для этого стало решение Интерпола о снятии бизнесмена с международного розыска. Оно последовало в то время, когда на Кипре, где бизнесмена задержали в декабре 2019 года, уже вовсю шел процесс по запросу Генпрокуратуры РФ об экстрадиции нефтяника.
По словам адвоката Игоря Зубера, представляющего интересы господина Ройтера, исключение имени его подзащитного из базы розыска Интерпола было принято 15 апреля комиссией по контролю за файлами международной полицейской организации. Основанием стало то, что «российские правоохранители не представили достаточных фактов, которые связывали бы господина Ройтера с выдвинутыми против него обвинениями». Об этом решении нефтянику стало известно буквально на днях, во время очередного заседания в суде Ларнаки (Кипр), рассматривавшего дело об экстрадиции предпринимателя в Россию. В самом начале заседания представитель местной прокуратуры попросил о переносе заседания на 2 июня, поскольку он «нуждается в детальном ознакомлении с документами, полученными из Интерпола». Председательствующий согласился с ходатайством.
Как пояснил “Ъ” господин Зубер, изменение позиции Интерпола в вопросе об обоснованности выдвинутых против господина Ройтера обвинений может послужить основанием для отклонения экстрадиционного запроса Генпрокуратуры РФ.
Как уже сообщал “Ъ”, Борис Ройтер был задержан в Ларнаке в декабре 2019 года по ордеру Интерпола, выписанному на основании уведомления МВД РФ об объявлении господина Ройтера в международный розыск. Основанием для этих действий стало уголовное дело, заявителем по которому выступило руководство ПЧРБ. В нем говорилось, что в августе 2008 года занимавшаяся продажей нефтепродуктов компания господина Ройтера ООО «Вектор» незаконно получила в банке кредит в размере 100 млн руб. При этом в его обеспечение якобы были предоставлены неверные сведения о залоге — 50% долей в нефтедобывающей компании ООО ЮС. ГСУ МВД РФ по Москве после доследственной проверки возбудило уголовное дело по факту незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ). Тем временем в 2010 году Борис Ройтер перебрался на постоянное место жительства в Израиль, где у него проживали родители. В июне 2013 года ГСУ заочно предъявило предпринимателю обвинение в мошенничестве в сфере кредитования (ч. 4 ст. 159.1 УК РФ), а суд также заочно избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. После этого следствие объявило предпринимателя в федеральный, а в 2014 году и в международный розыск. Интересно, что сам Борис Ройтер утверждает, что прилетал в Москву по делам в июне и ноябре 2013 года, но никто его тогда не задержал. Поэтому он был уверен, что может свободно передвигаться по миру, не опасаясь преследования со стороны Интерпола.
Что касается истории с кредитом, то сам господин Ройтер сообщил “Ъ”, что банк в реальности получил залоговые доли в собственность и реализовал их на торгах, чем покрыл большую часть задолженности ООО. Немало погашению займа способствовала и продажа имущества обвиняемого, в том числе его загородного дома.
Защита добавляет, что банк (ныне объявлен банкротом) не только активно участвовал в распродаже имущества «Вектора», но и смог перепродать оставшийся долг аффилированной с ООО кипрской компании «Асмория». В результате чего, утверждает защита, кредитное учреждение получило доход 94 млн руб. Поэтому, считает адвокат Зубер, в деле о мошенничестве фактически не осталось потерпевшего, поскольку банк полностью вернул себе долг «Вектора».
Отметим, что пока в суде шло разбирательство по поводу экстрадиции нефтяника, сам господин Ройтер обратился с письмом к следователю столичного полицейского ГСУ, попросив того о допросе в режиме видеосвязи для «установления истины по делу». Получив отказ, бизнесмен обратился с аналогичным предложением к руководству ГСУ. На этот раз он ответа не получил. Теперь же решение Интерпола кардинально изменило ситуацию.
Господин Ройтер направил письмо на имя руководителя следственного департамента МВД генерал-майора юстиции Сергея Лебедева, в котором подчеркнул, что «эксперты Интерпола, не усмотрев признаков преступного деяния, заключили, что <…> я действовал добросовестно, не имел умысла на хищение средств банка и большую часть долга погасил».
В связи с этим Борис Ройтер попросил генерала Лебедева провести проверку изложенных в заявлении фактов и дать им правовую оценку. По данным “Ъ”, обращение направлено для принятия решения в ГСУ ГУ МВД по Москве.