Такой инфляции не было с советских времен, удивляется главный экономист БКС Владимир Тихомиров. В сентябре цены снизились на 0,1% к августу, а в годовом выражении замедлились до 3%, сообщил Росстат. Привело к этому очередное падение цен на овощи и фрукты – на 6,9% к августу. Меньше прогнозов выросли и цены на некоторые непродовольственные товары, рассказывает экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков: например, подешевела электроника, спрос на которую в начале учебного года обычно высок. Сказалось укрепление рубля и сдержанное восстановление розничного кредитования, рассуждает он.
На 2 октября инфляция замедлилась еще сильнее – до 2,9%, отмечает Исаков, правда, затем в октябре цены вновь начнут расти, с коррекцией на сезонность в сентябре они уже выросли на 0,1%. В этом году разворот цен к росту произойдет позже, считает Тихомиров, из-за плохого урожая период дефляции оказался более длинным, чем обычно: не месяц, а два. Кроме того, сказывается состояние экономики, уверен он: падение реальных доходов несколько лет подряд снижает потребление, а значит и возможности производителей и ритейлеров повышать цены. Спрос остается слабым на протяжении уже полутора лет и все это время давит на цены, согласен ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов. Это внесло свой вклад в беспрецедентное замедление инфляции – с 16 до 3%, считает он, снижение спроса помогло ЦБ добиться ценовой устойчивости.
По итогам всего года инфляция будет около 3,5%, ждет Тихомиров. Прогноз Минэкономразвития еще ниже – 3,2%. Инфляция может замедлиться даже до 2,5–3%, особенно с учетом укрепления цен на нефть, считает Кондрашов. Но уже в 2018 г. она начнет расти, полагает Тихомиров, а из-за низкой базы даже превысит 4% в первом полугодии 2018 г. Ускорить рост цен весной 2018 г. может и возможный дефицит овощей старого урожая, писал ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике. Правда, на заседании в сентябре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина
уточнила цель регулятора – это инфляция «вблизи или около 4%».
Такое замедление инфляции не оставляет ЦБ аргументов для сохранения ключевой ставки в этом месяце, считает Тихомиров: вероятнее всего, он снизит ее на 0,25 п. п. на следующем заседании и еще на 0,25 п. п. в декабре – до 8%. Резко снижать ставку смысла нет, уверен он, при избытке ликвидности в банковском секторе ставка не так сильно сказывается на стоимости кредитов, кроме того, ЦБ важнее «заякорить» инфляцию, чтобы она долго не превышала 4%. Осторожная политика ЦБ соотносится с неопределенностью того, какой инфляция будет в I квартале 2018 г., согласен Исаков.