Игрушечный депутат биодобавочной семьи Прокопьевых

Источник
Член Госдумы Александр Прокопьев создал фонд имени себя на деньги мамы из «Эвалара» и карманную ассоциацию НПП БАД со своим однокурсником, но «обломал зубы» о губернаторское кресло.
Наследный принц в Госдуме

Александр Прокопьев стабильно удерживает первое место в рейтинге самых богатых депутатов Госдумы от сибирских регионов. Даже на фоне своих столичных коллег 33-летний Прокопьев выглядит очень достойно. За свою парламентскую карьеру (а она началась в 2011 году, когда ему было всего 25 лет) Прокопьев неоднократно попадал во всевозможные рейтинги, например, ТОП-100 списка Forbes самых богатых депутатов и госслужащих (2011) или ТОП-100 списка самых богатых семей чиновников и депутатов по версии «АиФ» (2014). По данным исследования деловой газеты РБК, в 2016 году Прокопьев оказался в ТОП-20 самых богатых депутатов Госдумы, а в 2017-м в том же рейтинге уже вошел в первую десятку – с задекларированным годовым доходом в 92,7 млн рублей.

Позавидовать уму и таланту молодого депутата, сделавшему приличное состояние, не успев толком слезть со студенческой скамьи, мешает лишь одно обстоятельство: источником доходов Александра Прокопьева является не собственная блестящая бизнес-идея, а крупнейший производитель биологически активных добавок компания «Эвалар» которой владеет мать депутата, алтайская «королева БАДов» Лариса Прокопьева.

Фонд имени себя любимого

В 2015 году, как раз накануне выборов в Госдуму VII созыва, в Бийске, родном городе и домашнем избирательном округе Александра Прокопьева, был зарегистрирован Фонд Александра Прокопьева.

На первый взгляд кажется, что фонд имени себя – это обычный инструмент для подкупа избирателей. Подобные структуры появляются перед выборами, как грибы после дождя. Электорат получает с барского плеча мелкие подачки, вроде продуктовых наборов перед праздниками, а расплачивается за это галочками в бюллетене. Конечно, как с этической точки зрения, так и с точки зрения закона, деятельность подобных фондов вызывает многочисленные вопросы.

Однако, изучив потоки денег, направляемых на продвижение политика Александра Прокопьева, можно прийти в настоящее восхищение. Оказалось, что семья Прокопьевых не просто создала еще один фонд подкупа электората, а наладила идеальную замкнутую систему, в которой практически каждый рубль, потраченный на благотворительность, возвращается обратно в семейный карман, по пути успев поработать как на бренд алтайского депутата, так и на бренд компании его матери.

Деньги любят тишину

Любые попытки найти на сайте Фонда Александра Прокопьева хоть какое-то подобие отчета обречены на провал. Сайт пестрит новостями о проведенных мероприятиях и фотографиями улыбающихся людей, однако найти самую базовую информацию – на какие деньги этот фонд живет, на что и в какой пропорции полученное тратит – невозможно. К счастью, некоммерческие организации обязаны отчитываться перед Минюстом, и кое-какие данные о деятельности фонда Прокопьева можно найти там.

Первое, что бросается в глаза – если в «выборном» 2016-м Фондом Александра Прокопьева было потрачено более 18,5 млн рублей, то в «межсезонном» 2019-м чуть больше 8,3 млн. Очень экономно и прагматично: зачем баловать избирателей между выборами?

Второе, интересное наблюдение: единственный указанный в отчетах источник финансирования – целевые поступления от российских коммерческих организаций. Список их в отчете не раскрывается, но рискнем предположить, что все они связаны с ЗАО «Эвалар». Ну а если среди спонсоров фонда есть сторонние компании, тем хуже для них – значит, благосостояние семьи Прокопьевых растет в том числе и за их счет. Каким образом, объясним ниже.

Дебет и кредит

Структура и динамика расходов фонда дают любопытную пищу для размышлений.

Своими основными направлениями деятельности Фонд Александра Прокопьева декларирует поддержку и пропаганду спорта, здорового образа жизни и воспитание патриотизма. В 2019 году на эти три направления в совокупности было потрачено около 1,5 млн рублей. Для сравнения – столько же денег «съели» управленческие расходы фонда, иными словами зарплата исполнительного директора Александра Есипенко.

К слову, у Есипенко очень интересный бэкграунд. До того, как возглавить благотворительный фонд он работал… банкротчиком. За свою карьеру арбитражного управляющего и ликвидатора он отправил в небытие не менее 20 алтайских предприятий, среди которых были ОАО «Бийскэнергоснаб», АОЗТ «Полимерстроймаш», колхоз «Сибирь» и многие другие.

Особенно странно видеть, что на патриотическое воспитание Фонд Александра Прокопьева «не пожалел» целых 10 тысяч рублей. Ни для кого не секрет, что депутат Прокопьев ведет роскошный образ жизни, и 10 тысяч рублей – это меньше, чем стоит одна бутылка его любимого шампанского Bollinger.

Еще одна шокирующая деталь: «мероприятия, направленные на привлечение широкого внимания к проектам фонда» в 2019 году обошлись в 4,1 млн рублей. Как можно понять, речь идет о банальной рекламе своей деятельности или самопиаре, на который фонд потратил половину годового бюджета или почти в три раза больше, чем на пропаганду спорта, здоровья и патриотизма вместе взятые.

Круговорот денег в природе

Без всякого преувеличения можно сказать, что «привлечение широкого внимания» к мероприятиям Фонда Александра Прокопьева – это непростая задача. Вряд ли СМИ добровольно будут обращать внимание на мелкую возню вроде выделения грантов для детских садов в размере до 50 тысяч рублей, покупки тренажера для школы и тому подобные новостные поводы. За каждую заметку об этом, скорее всего, приходится платить по рекламным расценкам.

Но есть маленький нюанс. Если погуглить в сети Интернет, окажется, что деятельность Фонда Александра Прокопьева освещают одни и те же издания: алтайская региональная «Комсомолка», «АиФ», журнал «Политсиб.Ру», газета «Московский комсомолец» на Алтае. Эти, без сомнения, весьма достойные издания, объединяет одна общая черта: все они входят в холдинг «Сибирская медиагруппа», которой владеет семья Прокопьевых.

Стоит отметить, что три года назад ЗАО «Эвалар» уже подозревали в том, что компания уходит от налогов, перечисляя огромные суммы аффилированным СМИ из Сибирской медиагруппы по рекламным контрактам. На этот раз, очевидно, дело не в налоговой оптимизации, а в скрытом субсидировании собственных СМИ за счет денег, якобы выделенных некоммерческому фонду на благотворительность.

Очень остроумная финансовая схема, которую бы семье Прокопьевых стоило запатентовать. И не единственная, ведь перекачка денег в аффилированные СМИ – лишь верхушка айсберга.

Маркетинговый отдел «Эвалара» на аутсорсе

Весной 2020 года входящие в «Сибирскую медиагруппу» СМИ стали хором сообщать о том, что Фонд Александра Прокопьева направо и налево раздает антисептические средства. 100 тысяч флаконов получили медработники и сотрудники экстренных служб Алтая, несколько коробок досталось поликлиникам и больницам города Бийска, еще четыре тысячи флаконов были переданы медикам и сотрудникам социальных служб. Затем антисептики от фонда Прокопьева получили студенты-медики, фельдшерско-акушерские пункты, почтальоны, кондукторы, воспитатели детских садов.

Не стоит и говорить, что антисептик, так щедро раздаваемый депутатом Прокопьевым, был произведен на заводе его матери – ЗАО «Эвалар». На коробках, которые доставляли по адресам, отлично просматривались логотипы и «Эвалара», и самого фонда Прокопьева.

К производству антисептика под торговой маркой «ОРВИС» «Эвалар» приступил в апреле этого года, когда пандемия коронавируса в мире еще была в самом разгаре, а в России объявили общенациональные «нерабочие дни». Желание «хайпануть» на сверхпопулярном товаре с точки зрения бизнеса понятно: спрос рождает предложение, это базовый закон экономики.
 
Однако, судя по всему, «Эвалар» серьезно опоздал со временем вывода своего товара на рынок. К тому моменту, как флаконы «ОРВИС» поступили в продажу, ажиотажный спрос на антисептики пошел на спад, аптеки были ими затоварены. Сотни тысяч флаконов, по цене около 130 рублей за штуку, могли бы остаться невостребованными, но в семье Прокопьевых придумали изящное и элегантное решение. В очередной раз они просто переложили деньги из одного кармана в другой. А в процессе перекладывания «карманные» СМИ обеспечили рекламу как фонду Прокопьева, так и самому «Эвалару». Все остались при своих, но сколько пиара!

Самый молодежный спорт

Александр Прокопьев – член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи. В этой связи неудивительно, что фонд его имени своей миссией видит пропаганду молодежного спорта.

В экспертный совет фонда вошли признанные спортсмены: боксер Николай Валуев, борец Александр Карелин и хоккеист Владислав Третьяк, которые собственным примером доказали правдивость старой максимы «движение – жизнь».

Однако особое внимание Александра Прокопьева достается не боксу, борьбе или хоккею, а командным компьютерным играм. Его фонд выступает организатором и спонсором турнира по киберспорту Altay Open Cup.

На первый взгляд, этот выбор Александра Прокопьева кажется абсурдным, ведь киберспорт совершенно не стыкуется с ценностями здорового образа жизни. Врачи предупреждают, что ничего кроме гиподинамии, сколиоза и близорукости от многочасового сидения за компьютером ожидать не стоит.

Однако в отличие от врачей, депутат и бизнесмен Александр Прокопьев увидел в киберспорте перспективную деловую нишу. И неважно, насколько полезен он для здоровья. Если в названии есть слово «спорт», это уже позволяет подтянуть туда и благотворительные, и коммерческие средства.

К тому же, судя по всему, у Прокопьева с киберспортом связаны серьезные стратегические планы. В августе 2019 года в Москве была зарегистрирована некоммерческая организация – Ассоциация производителей индустрии компьютерного спорта (АПИКС). Стоит признать, что момент для ее создания был выбран очень удачный: в киберспорте уже сейчас крутятся огромные деньги, и очень скоро государство в лице регулирующих и надзорных органов обратит на него внимание. Очевидно, что люди, зарегистрировавшие АПИКС, готовятся к тому, что отрасль начнет институционализироваться, и хотят встать во главе этого процесса.

На первый взгляд АПИКС не имеет к семье Прокопьевых никакого отношения. Но только на первый. Исполнительный директор АПИКС и ее соучредитель – Станислав Суровцев, функционер МГИМО и член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи. Многие годы он является помощником Александра Прокопьева.

Еще один учредитель АПИКС – Александр Жестков, в прошлом однокашник Прокопьева по медакадемии, в предыдущем составе Госдумы он также работал помощником Прокопьева. Сейчас Жестков занимает пост исполнительного директора саморегулируемой организации «Союз производителей БАД к пище» (СРО БАД). По сути, СРО БАД является одним из эффективнейших инструментов, с помощью которого ЗАО «Эвалар» расправляется со своими конкурентами на рынке БАД. Тут можно вспомнить хоть печальную судьбу РИА «Панда», хоть нынешние проблемы интернет-магазина iHerb.

Очень похоже, что через АПИКС семья Прокопьевых собирается провернуть схожую комбинацию и подмять под себя всю индустрию киберспорта в России.

Черный пиар и губернаторские амбиции

Фонд Прокопьева был зарегистрирован накануне избирательной кампании 2016 года, которую для Александра Прокопьева проводил скандально известный политтехнолог Илья Митькин, он же Спокойнов, он же Зельдович.

С начала 2000-х Митькин-Спокойнов неоднократно проворачивал одну и ту же операцию: обеспечивал своему клиенту губернаторское кресло, а затем занимал хлебную должность при его администрации. Так, в 2004 году он привел к победе на выборах в Алтайском крае актера Михаила Евдокимова, а затем стал курировать его пиар-проекты в роли внештатного советника. Похожий финт ушами Митькин-Спокойнов провернул в Архангельской области в 2008 году. Там он вел кампанию «Единой России», а потом, не занимая никаких официальных должностей в региональной администрации, стал «серым кардиналом» у назначенного губернатора Ильи Михальчука. В 2012 году Митькин-Спокойнов вернулся в Приморье, где стал консультантом губернатора Владимира Миклушевского.

В 2016-2017 гг. у одиозного политтехнолога были серьезные виды на то, чтобы добиться назначения Александра Прокопьева губернатором Алтайского края. С этой целью Митькин-Спокойнов убедил своего протеже развязать настоящую информационную войну против тогдашнего главы региона тяжеловеса Александра Карлина. Расчетам Митькина не было суждено сбыться: в феврале 2017 года его задержали по обвинению в мошенничестве. Еще спустя год мастодонт Карлин ушел в отставку, но на его место был назначен не Прокопьев, а «молодой технократ» из Норильска Виктор Томенко.

Сейчас Митькин-Спокойнов отбывает наказание по делу о хищении 180 млн рублей из бюджета Приморья, выделенных на оборудование спортивных площадок. Однако члены его команды, например, Тимур Тайсаев, продолжают консультировать Александра Прокопьева.

С пришлым «варягом» Томенко депутат Прокопьев поддерживает демонстративно «конструктивные» отношения.

Однако наследник «королевы БАДов» вовсе не отказался от губернаторских амбиций. Да и сам вид довольной игуаны, с которым Прокопьев обхаживает Томенко, наводит на мысль о том, что он только и ждет, когда Акела промахнется, чтобы первым настучать на него в Администрацию Президента.
 
Ну а когда встанет вопрос о новом губернаторе, семья Прокопьевых постарается убедительно показать, кто из местных политиков-«единороссов» пользуется наибольшим доверием алтайцев. И Фонд социального содействия Александра Прокопьева тут очень пригодится.
Персоны Компании
Неэффективный Эвалар назвали позорищем
По мнению Поклонской, многие аптеки превратились «в самые настоящие супермаркеты», которые заботятся только о прибыли, а не о здоровье людей. И на фоне эпидемии китайского коронавируса она считает недопустимым оставлять в стороне эту проблему.
Ночной хоккейной лиге от ареста Магомедовых ни тепло, ни холодно
Fight Nights Global лишилась почти всех своих лучших бойцов и проводит все меньше турниров, ХК «Адмирал», прошедший через массу потрясений, все еще остается в КХЛ, а Ночной хоккейной лиге ничего пока не угрожает.
Жители Владивостока не согласны с приговором экс-мэру Игорю Пушкареву
За что бывший мэр Владивостока получил 15 лет строгого режима
Под Александром Никитиным зашаталось губернаторское кресло
Почему губернатору Тамбовской области Александру Никитину стоит опасаться отставки.
Теперь будем играть в больницу
Как два бизнесмена заработали миллиарды на фальшивых диагнозах и косметике с «интеллигентными кристаллами сахара».
Осужденному вернули вертолет и яхту
Друг бывшего губернатора Приморья получил условный срок за мошенничество.
Алексею Авершину вернули вертолет и яхту
Друг бывшего губернатора Приморского края Владимира Миклушевского получил три года условно за мошенничество.
Компания "Эвалар" кормит россиян БАДами из китайского сырья
Дружба российских людей и китайских "витаминов" обогатила клан Прокопьевых.
В куртке за 1 млн на субботник: вице-спикер Заксобрания Челябинской области вышел «потрудиться»
ZILLI, для полного понимания – это бренд, равноценный BRIONI. Это не премиум, это полноценный люкс. Бренд французский, вещи производятся во Франции и Италии
Отставка с повышением
Уволенные губернаторы уже начали пристраиваться на «хлебные» должности.
Пошла плясать губерния
Зачем понадобилось массово менять глав регионов накануне президентских выборов?
Путин отправил в отставку губернатора Ивановской области Павла Конькова
Временно исполняющим обязанности главы региона назначен заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский.
Приморье разбудили отставкой губернатора
Владимира Миклушевского сменил глава «Росморпорта» Андрей Тарасенко.
Корпорация «Эвалар» приготовила для россиян большую травяную революцию
Ставка на продвижение «лекарственных препаратов» через аптечные сети выходит на новый, промышленный уровень. Отечественный производитель биодобавок «Эвалар» заканчивает строительство нового завода и регистрирует сразу три десятка новых «лекарств». Чем же будут заполнены новые 6 миллиардов таблеток и капсул в год?
Пыль глаза не выест
Вместо борьбы с экологической катастрофой в Находке губернатор Приморья Владимир Миклушевский возводит «Хаятты».
Вице-губернатора Приморского края Евгения Вишнякова «посадили» за один звонок
Адвокат говорит, что обвинение строится всего на одном телефонном звонке и полагает, что УФСБ Приморья просто понравилось «сажать» чиновников.
Халатные долгострои
За недостроенные отели во Владивостоке ответит бывший заместитель губернатора Приморья.
Вице-губернатора Приморья смыл тайфун
Сергея Сидоренко осудили условно.