Миноритарий входящего в группу "Мечел" Коршуновского ГОКа оспаривает поручительства этой компании по кредитам "Мечела", утверждая, что сделки требовали одобрения независимых акционеров. Юристы отмечают примеры успешного оспаривания подобных сделок, добавляя, что сформировавшейся практики еще нет. При заключении договоров "Мечел" пренебрег интересами ПАО ради личной выгоды и в интересах банков-кредиторов.
Беда с миноритариями
Это далеко не первый случай войн "Мечела" со своими миноритарными акцианерами. Так, несколько лет назад с Зюзиным судилась компания "Арсагер". Она оспаривала правоту выплаты "Мечелом" так называемых префов (привилегированных акций). Дело дошло даже до Верховного суда страны. Он принял к рассмотрению кассационную жалобу фирмы-миноритария УК "Арсагер" является владельцем 0,1% привилегированных акций металлургической компании. Об этом писало агентство Прайм. На годовом собрании акционеры "Мечела" приняли решение о выплате дивидендов за 2013 год только по привилегированным акциям в общей сумме 6,938 миллиона рублей (по 5 копеек на бумагу). УК "Арсагера" требовало признать недействительным это решение годового собрания.
И суд принял их сторону
В соответствии с российским законодательством владельцы привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, имеют право участвовать в собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам в случае, если на предыдущем собрании не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям, сообщал портал Захват.ру.
Томусинский скандал
Вокруг компании "Мечел" и его хозяина висит вечный ореол скандалов. Так, в свое время, в систематическом уклонении от налоговых платежей было обвинено одно из дочерних предприятий, разрез Томусинский, что в Кемеровской области. Как посчитали налоговики, сумма недоплаты превысила 1 миллиард рублей. Как поговаривали независимые наблюдатели, руководитель "Мечела" Игорь Зюзин просто не мог не знать о том, что творится с финансовой отчетностью на его одном из крупнейших активов. Об этом в числе прочих писало издание Рупресс.
Как выяснили инспекторы, директорат разреза умышленно шел на подлог, занижая налоги на прибыль предприятия. Причем, это подтвердили и сотрудники полиции, которые были привлечены к проверке на Томусинском. По итогам проверки было возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).
Зюзин заставил Дерипаску "ваньку валять"
Причем, ранее эксперты уверяли, что ОАО "Ванинский морской торговый порт" - это стратегический актив для En+ Group, так что, по всей видимости, Дерипаска свои акции порта так просто Зюзину не отдаст! Но он отдал. Причем, отдал ни много, ни мало, более 20 процентов акций. И это при том, что до этого Зюзин умудрился выкупить и госдолю ванинского порта. Таким образом, получилось, что "Мечел" стал полновластным хозяином восточных морских ворот страны. Это в свое время сообщила газета "Коммерсант". Сразу возник вопрос, где "Мечел", испытывающий острые финансовые проблемы, взял деньги? Да просто взял очередной кредит. А потом просто продал купленное структурам "Российских железных дорог".
Зюзин банкует?
У Игоря Зюзина и его "Мечела" весь бизнес строится по принципу "жизнь взаймы". Чтобы решать свои денежные проблемы, Зюзин берет банковские кредиты. Так, в прошлом году он, чтобы залатать дыры, он попросил помощи у Банка ВТБ. Банк отодвинул погашение уже собственного кредита. Однако, по процентной ставке почти вдвое больше - с 6,5 до 11,88%. А ведь "Мечел" должен не только ВТБ. Так, в середине октября "Мечел" привлек кредитные линии Сбербанка на общую сумму 24 млрд руб. сроком на пять лет, писал Рукомпромат. А не пошел ли пролонгированный транш ВТБ на погашение долга другому государственному банку. Тогда получается, что Игорь Зюзин с помощью кредитных организаций создал некую финансовую пирамиду.
Беря деньги у одних, он отдает взятое другим. У которых уже взял ранее. Хорошая схема, ничего не скажешь. А между тем, долги от этой самой схемы отнюдь не убавляются. Согласно порталу Металлпресс, чистый долг компании составлял $8,7 миллиардов. Что сделал в этой ситуации Зюзин? Обратился за помощью уже к государству. Мотивируя это тем, что у него работает более 60 тысяч человек, и если им не выдать зарплату, то могут возникнуть социальные волнения.
"В этой ситуации было много политики", — заявил первый зампред Сбербанка Максим Полетаев. "Никто не хотел спасать Зюзина, но необходимо было обойтись без социальных протестов", — подытожил он, согласно сообщению Форбс. А тут наконец-то долгожданная реструктуризация долгов, но в дело вмешался какой-то миноритарий. Он ведь тоже, в случае чего, может обратиться к доктору для Игоря Зюзина.