Еще три года назад это была небольшая итальянская компания, способная создавать инновационные продукты и заключать контракты по всему миру с богатыми и требовательными клиентами. Сегодня она находится в состоянии банкротства, и ее двенадцать сотрудников потеряли работу. Но не по их собственной вине.
Судебное расследование прокуратуры Флоренции предполагает, что компания стала жертвой махинаций, организованных российским заказчиком. С документами, которые лично ставят под сомнение одного из самых влиятельных российских олигархов. Друг семьи президента Владимира Путина. Миллиардер, которого в России считают неприкасаемым.
Компания, занимающая центральное место в этом деле, называется Eggzero и занимается домашней автоматизацией: технологиями и информационными системами для домов или яхт. Его основателем является тосканский инженер Никола Тинуччи, создатель патентов, которые позволили семейному бизнесу, управляемому его женой Алессандрой, получать заказы от арабских шейхов и российских олигархов, таких как Игорь Ротенберг. Восемь лет назад Эггцеро отремонтировал московскую резиденцию Игоря Ротенберга, а затем подписал крупный контракт на его роскошную виллу в Тоскане, на Арджентарио, с бассейнами, вертолетной площадкой и 220 гектарами оливковых рощ.
Неприятности начинаются со следующей сделки, которая касается второй итальянской собственности московского миллиардера: виллы в сосновом лесу Роккамаре, на пляже Кастильоне-делла-Пеская. Реструктуризация обходится очень дорого, итальянская компания предвидит все расходы, доверяя этому очень богатому покупателю, но внезапно выплаты прекращаются. Eggzero продолжает работать месяцами, полный рабочий день, только для этой мегавиллы Ротенбергов. Но денег из Москвы больше не поступает. А после серии писем и предупреждений юристов тосканская фирма обнаруживает, что ее заменил конкурент, основанный бывшим техником из Eggzero.
С этого момента начинается подача жалобы в прокуратуру Флоренции. В последние недели прокурор Эстер Ночера закрыла расследование и потребовала предъявить обвинение трем итальянским менеджерам конкурирующей компании, обвиненным в мошенничестве и лишении патентов. То есть украсть сделку у Eggzero, используя технологии, запатентованные инженером Тинуччи. Подозреваемые отвергают обвинения, которые будут обсуждены на предварительных слушаниях, назначенных на ближайшие дни. Пока что дело, казалось, разрешалось в истории недобросовестной конкуренции между итальянскими компаниями. Однако в документах следствия адвокат Андреа Орабона, помогающий владельцам Eggzero, обнаружил серию очень компрометирующих писем. Это сообщения, написанные на русском языке двумя самыми доверенными сотрудниками Игоря Ротенберга. Они ставят под сомнение самого олигарха: судя по бумагам, именно он принимает все решения на Eggzero и лично получает самые деликатные электронные письма.
Игорь Ротенберг был включен в черный список олигархов, находящихся под санкциями США после российской аннексии Крыма с 2018 года. Отец, Аркадий, - один из самых близких друзей Путина. Вместе с семьей он накопил миллиарды, купив приватизированные государственные компании. Сам Аркадий возглавляет список олигархов, санкционированных еще в 2014 году как США, так и ЕС, как предполагаемых финансистов пророссийских ополченцев в гражданской войне на Украине.
Игорь Ротенберг купил свою итальянскую недвижимость через цепочку иностранных компаний, возглавляемую офшорной компанией на Британских Виргинских островах. Чтобы установить, что поместье Арджентарио было его собственностью, было проведено журналистское расследование, опубликованное в 2014 году двумя российскими оппозиционными газетами: Новой газетой и блогом Алексея Навального, борца с коррупцией, отравленного два месяца назад в России и затем госпитализирован в Германии.
В последние недели l'Espresso с помощью расследования Fincen Files (координируемого консорциумом ICIJ) задокументировала, что тот же олигарх также контролирует виллу Roccamare вместе с другими итальянскими объектами недвижимости через сеть офшорных компаний, которые находятся в центре внимания. отчеты о борьбе с отмыванием денег на сотни миллионов долларов. Его отец Аркадий и его брат Борис также тайно контролируют десятки экранных компаний, которые проводят подозрительные операции на миллиарды долларов. До сих пор ни один член семьи Ротенбергов никогда не участвовал в расследованиях итальянской прокуратуры. Таким образом, дело Eggzero рискует превратиться в классическую банановую кожуру, на которой впервые может поскользнуться самый влиятельный олигарх в Москве.
L'Espresso через консорциум ICIJ отправила серию вопросов Игорю, Аркадию и Борису Ротенбергам, которые ответили, исключая любые нарушения, но не вдаваясь в суть отдельных транзакций, о которых международные банки сообщили американскому агентству по борьбе с отмыванием денег.