Бывший заместитель губернатора Курганской области Анатолий Бондарев никак не дает о себе забыть. После освобождения из колонии он, как говорят, несколько раз появился в правительстве региона, после чего уехал из Кургана. Но при этом бизнес, который в большинстве случаев официально не был его, Анатолий Гаврилович контролировал всегда и продолжает это делать. До своего ареста бывший чиновник по запутанной схеме создал предприятие, которое вгоняло в кабалу без того нищие муниципалитеты Зауралья. Однако «золотая жила» иссякла, и сейчас ее банкротят на виду у возмущенной общественности. «URA.Ru» решило разобраться в активах некогда влиятельного чиновника. Какова была схема относительно честного отъема денег, с чьей помощью она была построена, насколько очевидно участие Бондарева, кому он задолжал и с чем останется — в материале «URA.Ru».
В производстве Арбитражного суда Курганской области находится дело о банкротстве ЗАО «Тоболэнерго». Эта компания существует с ноября 2005 года, занимается оптовой продажей угля и оказанием услуг по теплоснабжению в ряде районов Зауралья. Название предприятия не было на слуху, пожалуй, до момента возбуждения уголовного дела в отношении теперь уже бывшего заместителя губернатора региона Анатолия Бондарева.
Вкратце напомним, что в Курганской области москвич Бондарев появился в начале 2000-х годов. Тогда его никто не знал. Он приехал в регион как президент московской компании «Экфи», которую правительство региона наняло для проведения энергоаудита и формирования Региональной энергетической программы (РЭП). Документ получился обстоятельным, и его нужно было кому-то реализовывать. В Кургане такого специалистов не нашлось, поэтому специально под москвича Анатолия Бондарева в начале 2005 года была введена должность заместителя губернатора, ответственного за реализацию этой программы. Правда, уже через два года управление РЭП было упразднено, а полномочия Бондарева расширены: теперь ему, как выпускнику МГИМО и «своему» человеку в Москве, было поручено развивать и укреплять внешнеэкономические и межрегиональные связи Курганской области и привлекать внебюджетные инвестиции.
В 2010 году в отношении Анатолия Бондарева было возбуждено уголовное дело — вице-губернатор подозревался в оказании содействия столичной компании ЗАО «УК „БМК“» в получении государственного заказа на разработку программы модернизации систем теплоснабжения в шести районах области. Вину Бондарева установил суд, и в июле 2011 года экс-вице-губернатору был вынесен приговор — 2 года колонии общего режима.
Пока Анатолий Гаврилович честно отбывал срок наказания, близкие ему структуры начали банкротиться. Так, в апреле этого года о своей несостоятельности заявило ЗАО «Тоболэнерго». Название этой компании «всплывало» в ходе допросов свидетелей по делу Бондарева. И, оказалось, не напрасно.
Как ранее сообщало «URA.Ru» со ссылкой на директора предприятия Константина Миронова, при учреждении ЗАО «Тоболэнерго» его единоличным собственником было ЗАО «Энергопромсервис». Чуть позже, примерно в 2007 году, в состав акционеров вошли ЗАО «УК „БМК“» и ЗАО «Центр технических инноваций „Авангард“». И каждая из этих компаний тем или иным способом была связана с Анатолием Бондаревым, на тот момент действующим заместителем губернатора.
Так, учредителями ЗАО «Энергопромсервис» выступали два юридических лица: ЗАО «УК „БМК“» (90% акций) и ООО «Юридическое бюро „Левин, Марченко, Ардашев“» (10% акций). Единственным учредителем компании «БМК» был сам Анатолий Бондарев и, судя по базам данным, до сих пор таковым является. При этом именно через ЗАО «УК „БМК“» осуществлялись поставки угля для «Тоболэнерго».
Учредителем Юридического бюро значится бывшая супруга Бондарева Ольга Владимирова. Но примерно до осени 2005 года компания принадлежала самому экс-вице-губернатору — об этом стало известно еще в ходе судебного следствия по его делу. Таким образом, фактически именно Бондарев создал сначала ЗАО «Энергопромсервис», а затем и ЗАО «Тоболэнерго».
Что касается ЗАО «Центр технических инноваций Авангард», то и здесь ниточки ведут к Анатолию Бондареву: 70% акций этой компании принадлежит ООО «Юридическое бюро «Левин, Марченко, Ардашев». Все эти компании, по сути, стали работать «друг на друга». Менее жизнеспособным оказалось ЗАО «Тоболэнерго».
Как следует из картотеки Арбитражного суда Курганской области «Тоболэнерго» практически с первого года своего существования начало утопать в судебных процессах. За свою недолгую историю компания более 60 раз взыскивала деньги за поставленное топливо, причем в основном с администраций сельских советов, которым, вероятно, нечем было расплачиваться за уголь. Все долги, возникавшие перед ЗАО «Тоболэнерго», были связаны с невыполнением заказчиками (органами местного самоуправления) своих обязательств по оплате государственных и муниципальных контрактов, стоимость которых зачастую составляла миллионы рублей.
Только 12 раз «Тоболэнерго» было ответчиком. Во многих случаях взыскателями были связанные с ним организации — ЗАО «Энергопромсервис», ЗАО «Центр технических инноваций „Авангард“», ЗАО «УК „БМК“» и ООО «Сибирь ЛТД» (эта компания, правда, уже ликвидирована, доля в 90% в ней принадлежала, опять же, ЗАО «Энергопромсервис»).
В октябре прошлого года стало понятно, что ЗАО «Тоболэнерго» загнано в угол, и учредители приняли решение инициировать процедуру банкротства по упрощенной схеме. Арбитражным судом установлено, что должник неплатежеспособен, а его имущества недостаточно для погашения всех задолженностей. Согласно бухгалтерскому балансу по состоянию на 31 декабря 2012 года задолженность ЗАО «Тоболэнерго» перед кредиторами составляла 65 млн 994 тыс. рублей, а основные средства — всего 140 тыс. рублей, плюс дебиторская задолженность в размере 2 млн 719 тыс. рублей. В связи с чем в апреле этого года было объявлено конкурсное производство сроком до 24 октября 2013 года.
В число кредиторов ЗАО «Тоболэнерго» включено несколько компаний, в том числе ОАО «Энергосбытовая компания „Восток“», строительная компания «Любимый город», ООО «Интернет-технологии», ОАО «ЭнергоКурган», ОАО «Курганэнерго», долги перед которыми составляют миллионы рублей. В соответствии с упрощенной процедурой банкротства после рассмотрения отчета конкурсного управляющего суд может завершить конкурсное производство и списать имеющуюся задолженность.
Впрочем, судя по всему, на благополучии Анатолия Бондарева банкротство одного предприятия никак не скажется. И бизнесмен, который, по словам близких к нему людей, первым делом после освобождения решил подлечиться, с новыми силами займется, новыми проектами.