Российским финансовый регулятор все-таки ввел временную администрацию в банк «Пересвет», и, казалось, еще чуть-чуть и кредитная организация лишится лицензии. Но, похоже, дела у банка налаживаются. ЦБ снова подключил его к системе электронных платежей - исключительный случай. Вообще, складывается ощущение, что кто-то очень хорошо попросил за «Пересвет».
«Пересвет». Перезагрузка
В октябре на российском финансовом рынке появилось четкое ощущение, что банк «Пересвет» доживает свои последние дни. Слишком много накопилось проблем у кредитной организации. Сначала СМИ сообщили, что предправления банка Александр Швец исчез. Правда, в «Пересвете» опровергли, сказав, что менеджер болен, но доказательств не предоставили. Потом выяснилось, что банк ограничил выдачу наличных до 100 тысяч рублей в сутки. Параллельно резко упали облигации банка. То есть из него побежали как вкладчики, так и профессиональные инвесторы. И, наконец, ЦБ ввел в банк временную администрацию и мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Однако уже через несколько дней выяснилось, что регулятор смягчился и снова подключил «Пересвет» к системе электронных платежей. Для понимания: от нее отключают в основном по одной простой причине – чтобы менеджмент банка или акционеры не успели вывести деньги. Проще говоря, не украли то, что еще можно украсть и потом спокойно сбежать с капиталом за границу, как это бывало не раз. Источник ТАСС сообщил, что банк подключили к системе, но это исключительный случай: обычно регулятор не делает так с проблемной организацией. Что же случилось в этот раз?
Унести деньги, пока целы
«Пересвет» - главный банк Русской Православной Церкви, обслуживающий московский патриархат. Там хранится треть средств РПЦ. Сколько конкретно - неизвестно. Но, возможно, речь идет о 17 миллиардах рублей. Сумма немаленькая, и за нее стоит сражаться. Тем более что РПЦ последнее время очень не везет в банковском бизнесе, и она постоянно теряет миллиарды рублей в лопнувших банках (самые яркие примеры – это «Эргобанк» и «Внешпромбанк»). И вот какую интересную версию выдвинул бывший официальный представитель РПЦ
Всеволод Чаплин:
«Вот этот вал проблем происходит сегодня именно потому, что то, что делалось, делалось в нарушение церковных канонов, делалось вопреки христианским, нравственным принципам, которые полностью исключают участие духовенства в ростовщичестве. Насколько мне известно, как я могу предположить, сегодня церковные деньги из этого банка выводятся».
Разрешили ли РПЦ действительно вывести свои деньги из банка – неизвестно. Но если так, то случай замечательный. Русская Православная Церковь, по сути, является, кредитором собственного банка. То есть она сама себе заняла миллиарды рублей. Но кроме нее, есть и другие вкладчики, которые тоже хотят получить свои деньги. И если верно предположение о выводе церковных денег, то получается, что акционер поставил себя выше других клиентов. В случае, если у банка все-таки отзовут лицензию, то выведенные деньги лишь увеличат дыру. И Агентству по страхованию вкладов придется платить вкладчикам куда большие компенсации. То есть акционер решит свои проблемы за счет государства. А это, разумеется, не есть хорошо.
Впрочем, разве российской банковской системе к этому привыкать? ЦБ уже три года проводит глобальную чистку в финансовой отрасли. За это время лишились лицензий или были взяты на санацию около трех сотен банков. Как мелкие и никому неизвестные, так и крупные, солидные игроки – Мастер-Банк, «Траст», Мособлбанк, Пробизнесбанк и т.д. Мало кто сомневается в пользе этой чистки. Раз за разом выясняется, что из банка выведены десятки миллиардов рублей, владельцы и менеджмент сбегают из страны, появляются доказательства, что банки занимались отмывом, проводя очень сомнительные операции.
Но с другой стороны, эта чистка уже стоила государству около двух триллионов рублей. Половина – это выплата вкладчикам, чьи деньги исчезли из банков. Заметим, что выплачивает их Агентство по страхованию вкладов, у которого давно уже нет своих денег, и оно регулярно получает кредиты в ЦБ. А вторая половина – это деньги на финансовое оздоровление проблемных банков. Они тоже не возникают из ниоткуда, их выдает все тот же финрегулятор. А теперь маленький вопрос на засыпку. Почему ЦБ доводит ситуацию до того, что в банках образуются огромные дыры?
Центробанк прекрасно видит все операции, которые совершают его подопечные. И если та или иная организация начинает выводить деньги, что регулятор должен это заметить и пресечь на корню. Однако цифра в два триллиона рублей говорит сама за себя. А на эти деньги банкиры довольно неплохо устраиваются за рубежом. Например, бывший владелец Внешпромбанка Георгий Беджамовнакупил себе несколько яхт и элитную недвижимость. Почему бы не пожить на широкую ногу, раз Эльвира Набиуллина
и ее команда позволяют. Кстати, о команде. Недавно в ЦБ сменилось руководство, как раз отвечающее за надзор. По собственному желанию покинул пост зампреда Михаил Сухов. А первый зампред
Алексей Симановский ушел на должность советника председателя Банка России. Перестановки наводят на подозрение, что в ЦБ не все в порядке с надзорной деятельностью.
Этот банк у кого надо банк
Однако, вернемся к «Пересвету», который, как известно, выдавал высокорискованные кредиты аффилированным компаниям. Судя по публикациям в СМИ, дело там не только в деньгах РПЦ. Как у банка начались проблемы, сообщалось, что в нем могли зависнуть финансовые активы петербургского аэропорта «Пулково». Дальше – больше. Журналисты раскопали, что в «Пересвете» могли держать средства лидеры российской электроэнергетики. А именно: «Интер РАО», «Русгидро», Мосэнергобиржа. Сколько точно они хранили в банке – неизвестно, но счет, скорее всего, идет на миллиарды, а то и на десятки миллиардов рублей. Правда, госкомпании опровергли наличие проблем в связи с ситуацией в «Пересвете», и даже сам факт хранения в банке денег. Но, с другой стороны, если с банком не все в порядке, кто же признается, что стал жертвой банкиров?
Здесь, конечно, уникальный случай. У РПЦ всегда были особые отношения с государством. И, вероятно, госкомпании именно поэтому доверяли свои деньги организации, наполовину принадлежащей Русской Православной Церкви. А когда стало понятно, что у банка появились проблемы, создалось ощущение, что в этот раз кто-то очень не хочет, чтобы он лопнул. Или чтобы не лопнул прямо сейчас. И явилось чудо. Вскоре после введения временной администрации банку снова разрешили проводить транзакции. Буквально на третий день. Все как полагается.