23 июня Пресненский районный суд Москвы продолжил рассмотрение дела полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко, который по версии следствия получал миллиардные взятки от компании ГК "1520" (крупнейший подрядчик "РЖД", которого Forbes в 2018 году назвал "королем госзаказа"). Подробности – в репортаже Rucriminal.info.
Дмитрий Захарченко
Несмотря на небывалую для Москвы жару, атмосфера в зале суда с самого начала установилась расслабленная и немного ироничная. В зал после некоторых колебаний даже ненадолго допустили несовершеннолетнюю дочь Захарченко Ульяну. "Смотри, сколько людей вокруг, - обратился к ней отец. А ты выросла: уже сама, наверное, можешь сесть и вести процесс". Перед появлением судьи Артемова (заседание началось с 40-минутным опозданием) представитель обвинения и адвокаты защиты успели обсудить необходимость прививаться от коронавируса. К единому мнению, кажется, не пришли, но целесообразность ношения масок споров не вызвала.
Как передает корреспондент Rucriminal.info, дальнейшие два часа были посвящены показаниям Светланы Черной - ключевого, по версии обвинения, сотрудника так называемой "Площадки" (крупнейшего на тот момент канала по отмыванию денег), через которую проходили незаконные платежи "Инкредбанка", а затем "Галеона" и "Миланы". Обвинение полагает, что значительная часть отмытых денег - это средства, выведенные ГК "1520" с подрядов РЖД. Черная с 2007 по 2016 год была ключевым клиентским менеджером "Площадки" (или eb2, как эту систему называют в материалах дела), контролировавшим работу сотрудников, некоторые из которых уже успели выступить в Пресненском суде как свидетели обвинения. По ее словам, она пришла в "Инкредбанк" (равно как и в две другие компании) по предложению Ивана Станкевича (заместитель беглого банкира Германа Горбунцова). Целью ее работы было выстроить "операции нелегального характера". Держалась Черная спокойно, уверенно и даже шутила. Подробности, которые она сообщила, неоднократно вызывали смех в зале (например, что сам Горбунцов фигурировал в базе под логином "Худой". На вопрос судьи, почему именно "Худой", Черная сообщила, что "Худой худым не был: он был толстым, огромным"), но не пролили света на роль ГК "1520" и самого Захарченко в обсуждаемых схемах.
Иван Станкевич
Впрочем, в процессе дачи показаний, она углубилась в изложение своих собственных догадок и умозаключений, которые не добавляли очков версии обвинения. Из-за этого представитель обвинения несколько раз с нескрываемым раздражением просил Черную не говорить того, в чем она не уверена и чего не видела собственными глазами. После этого Черная стала регулярно оговариваться, что часть фактуры, которую она пытается донести, - это "предположения, построенные на моих умозаключениях". Удивительным образом не смогла она припомнить приблизительное количество клиентов "Площадки", а также число менеджеров, которые занимались их обслуживанием и подчинялись ей. Улыбку присутствующих вызвал и тот факт, что сама Черная фигурировала на "Площадке" под ником "Прыг": выяснилось, что через учетную систему проходила ее зарплата, налоги с которой, по признанию самой Черной, не уплачивались.
Герман Горбунцов (в центре)
Следующее заседание назначено на 5 июля. Мы следим за развитием событий.
Напомним, что, когда у Германа Горбунцова возник конфликт с партнерами, Дмитрий Захарченко, обеспечивавшей безопасность «Площадки» по правоохранительной линии, сообщил ему, что вскоре его арестуют. Горбунцов предпочел уехать из России, но не с пустыми руками. Он забрал с собой электронную базу данных «Площадки», разработанную специально под компании группы РЖД: «Эта база данных представляла собой банковские проводки по клиентам с кодовыми названиями (например все компании группы РЖД назывались “клиент ТОКИО”), которая отражала как официальные сведения о переводах денежных средств с одного банковского счета на другой, так и неофициальные, например, о том, кто является распорядителем того или иного счета, к какой группе или клиенту он принадлежит и является та или иная операция реальной или “теневой”. Непосредственно с базой работали сотрудники банка Лефлер Я. Л., Бодрова О., Черная С. Указанная программа отражала проводки по банкам “СТБ” и “Инкредбанк”., -сообщил Горбунцов на допросе по «делу Захарченко»- Данная программа отражала именно реальное положение всех финансовых потоков, то есть сколько денег имелось у каждого конкретного клиента или группы клиентов (в том числе, группы РЖД) и поступало в тот или иной период на все счета клиента во всех банках, какой расход производился по каждому клиенту и в какой форме это делалось (наличной, безналичной).
При этом расход денежных средств и дальнейшее фактическое получение клиентом тех или иных денег производилось по взаимозачету с различными лицами, кому были подконтрольны банковские счета различных организаций в российских и зарубежных банках».
В 2010 году Горбунцов уехал из России с той самой электронной базой «Группы РЖД». А финансовая «прачечная» продолжила работу уже без него. Ее новыми управляющими, согласно материалам СКР, стали Иван Станкевич и Валерий Раздорожный, которые контролировали банк «Новое время». Станкевич отвечал за «группу РЖД», а Раздорожный — за «группу Газпром».
В октябре 2018 года за дачу взяток Дмитрию Захарченко был заключен под стражу совладелец 1520 Валерий Маркелов. Его партнера по бизнесу Бориса Ушеровича, а также топ-менеджеров «прачечной» Ивана Станкевича и Дмитрия Моторина арестовали заочно, они объявлены в международный розыск.
По поводу деятельности «Площадки» ГСУ СКР по Москве сейчас ведет дело по статьям УК РФ 172 («Незаконная банковская деятельность») и 210 («Организация преступного сообщества»).