«Сибантрацит» проявляет интерес к участию в конкурсе на угольный участок Богатырь в Новосибирской области, но решение пока не принято. Крупный производитель антрацита, которого вскоре может приобрести «А-Проперти» Альберта Авдоляна, запросил у Роснедр разъяснения по условиям участия в аукционе — в частности, о том, как именно должно быть подтверждено наличие российских бенефициаров. На участок уже претендуют «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и «Ростех».
«Сибантрацит» предметно интересуется условиями проведения аукциона на угольный участок Богатырь в Новосибирской области, следует из письма Роснедр в адрес генерального директора ООО «УК "Сибантрацит"» Сергея Мельникова, с которым ознакомился “Ъ”. В этом письме Роснедра по запросу «Сибантрацита» разъясняют правила участия в аукционе, в частности те, что касаются особых условий.
Роснедра назначили аукцион на 11 июня. Участок недр содержит более 300 млн тонн запасов и 2,4 млрд тонн прогнозных ресурсов углей высококачественных антрацитов, сообщало агентство. В ближайшие три-пять лет запасы углей могут отрабатываться в северной части участка. Для центральной и южной частей необходимо провести комплекс геологоразведочных работ, длительность которых может составлять не менее десяти лет. Стартовый платеж составляет 1,3 млрд руб.
Месторождением интересуются «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и «Ростех», последний зарегистрировал специальную компанию для участия в аукционе. Однако наиболее логичным претендентом на Богатырь является «Сибантрацит» как единственная крупная компания, ведущая добычу угля в Новосибирской области. Сам «Сибантрацит» может быть вскоре выкуплен «А-Проперти» Альберта Авдоляна (стороны подписали соответствующее соглашение), в результате чего будет создан крупнейший в РФ производитель металлургических углей.
Группа "Сибантрацит" еще не приняла решение об участии в аукционе»,— заявил “Ъ” представитель компании.
В письме «Сибантрациту» Роснедра поясняют состав заявочных документов, непредоставление которых станет основанием для отказа в приеме заявки. Так, компания среди прочего должна представить различные учредительные документы и перечень лиц, входящих в одну группу. По условиям аукциона, его участники не должны быть офшорными компаниями, а их бенефициары должны быть налоговыми резидентами РФ. Кроме того, победитель должен будет построить на российских верфях не менее семи балкеров дедвейтом не менее 45 тыс. тонн.
«Сибантрацит» работает в Новосибирской и Кемеровской областях. В Новосибирской области компания добывает на трех разрезах высококачественный антрацит категории Ultra High Grade (UHG). По итогам 2019 года добыча составляла 14,1 млн тонн против 9,6 млн тонн в Кемеровской области. «Коулстар» работает только в Хакасии. Его дочерняя компания владеет лицензиями на разведку и добычу каменного угля в границах участков Майрыхский и Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения, которое является одним из крупнейших в России, запасы оцениваются почти в 5 млрд тонн. «Коулстар» давно интересуется добычей угля в Новосибирской области. В 2018 году «Ведомости» писали, что Роснедра планировали провести конкурс на западный участок Колыванского месторождения, но он так и не был объявлен.
У «Ростеха» давние партнерские отношения с «А-Проперти». В частности, компания Альберта Авдоляна продала «Ростеху» 5% крупнейшего в РФ месторождения коксующихся углей — Эльгинского. Сделка уже закрыта — 27 апреля «РТ-Развитие бизнеса» стал владельцем по 5% в «Эльгауголь» и «Эльга-дорога».
Исходя из истории отношений между «Ростехом» и «А-Проперти», собеседники “Ъ” допускают, что «Ростех» может участвовать в аукционе на Богатырь в интересах «А-Проперти». Отметим, что бенефициары «А-Проперти» никогда официально не раскрывались.
На данный момент акционеры «Сибантрацита» зарегистрированы на Кипре, как и у «А-Проперти». Адвокат А-ПРО Юлий Ровинский говорит, что Кипр не входит в установленный Минфином перечень офшорных зон. Исходя из разъяснений Роснедр, если акционером будет являться резидент Кипра, это не будет препятствием для участия в аукционе. Если акционером компании будет лицо—резидент одной из стран или территорий, утвержденных в перечне Минфина, такая компания сможет принять участие в аукционе только при раскрытии информации о своих конечных бенефициарных владельцах — физических лицах (ultimate beneficial owner). Однако, подчеркивает юрист, здесь возникает вопрос, как должна подтверждаться информация о бенефициаре. В коммерческой практике информация о бенефициаре может раскрываться самой офшорной компанией в виде письма, подписанного директорами. Но в данном случае, возможно, компании—участнику аукциона необходимо будет представить и другие сведения о своих бенефициарах — например, выписку из реестра акционеров, заключает он.