История заключения знаменитого игрока «Торпедо» и сборной СССР до сих пор не дает покоя футбольным болельщикам. Где правда, а где ложь? Подробности специально для ВЧК-ОГПУ и Rucriminal.info подготовил известный спортивный журналист, автор книг о футболе Алексей Матвеев.МЕСТЬ ФУРЦЕВОЙЕкатерина Фурцева
- Эдик был нормальным советским человеком, как и многие из нас, - утверждает многолетний партнер Эдуарда Стрельцова, защитник «Торпедо» 60-х Григорий ЯНЕЦ. – Одно отличие – футболист великий. Лучший в стране Советов, дважды подряд признававшийся сильнейшим по итогам сезона. И это после выхода из тюрьмы.
Вряд ли его человеческие качества по возвращении «оттуда» ухудшились. Люди плохие, угрюмые хорошие дела на футбольном поле и в жизни не делают. Не могут прогрессировать, что-то улучшать. Эдик игрой показал и доказал, чего стоит. Кстати, угрюмым, как кто-то полагает, Анатольич никогда не слыл. Мы-то, партнеры по «Торпедо», знаем и помним его характерные особенности.
Я о жизни в тюрьме напрямую у него не спрашивал. Мне это не требовалось знать. Многое уже рассказано, опубликовано. Правды в публикациях мало, в основном, негатив сквозил. В отношении Стрельцова, его семьи.
Здесь очевидная связь с тогдашним министром культуры прослеживается. Подробности сам Эдуард Анатольевич поведал, я не вызывал на откровенность. Разговорились на тему, редчайший случай. Обычно Стрельцов сдерживался, отмалчивался.
Дочка Фурцевой, видимо, влюбилась в Эдика, тот взаимностью не ответил. Ну, не нравилась она ему, со слов самого Эдика. Насильно не полюбишь… Судя по всему, не последнюю роль в истории с последующим тюремным заключением сыграло уязвленное самолюбие Фурцевой-старшей. Как же, ее дочь, по сути, отвергли. Случай на даче с «изнасилованием» вовремя подоспел. Будто нежданный подарок судьбы. Месть. Ату Стрельцова!
Пришла товарищ Фурцева к товарищу Хрущеву, обратилась с гневной речью. Мол, что себе позволяет футболист?! Девушек насилует. Надо устроить показательный процесс над «негодяем», чтобы другим неповадно было. Устроили. Посадили.
Знаю, та, якобы, изнасилованная девица отказалась от претензий к Эдику. Какие к нему вопросы? Казалось, никаких. Ан нет. Процесс-то показательный. Демонстрация глупости той власти.Эдуард Стрельцов
- В основном, отмалчивался Стрельцов в раздевалке во время футбольной карьеры, - продолжил рассказ Григорий Янец. - Как до, так и после матчей. Невозможно было понять, что за чувства его обуревали. Тогда курс на омоложение состава взяли. В 68-м в «Торпедо» человек пять молодых дебютировало, среди них и я. Костяк остался, из Стрельцова, Бреднева, Шустикова, Кавазашвили, Михайлова, других.
Стрельцов всегда поддерживал молодежь, помогал советом, ободрял, когда требовалось. Молодежь талантливой оказалась, подгонять никого не требовалось. Ошибки после игры тренер разбирал.
Такое поколение игроков в «Торпедо» подобралось, что никто из нас алкоголем не злоупотреблял. Почти аскетами были, на полном серьезе говорю. Футбол, и только футбол. «А девушки? А девушки потом», - если вспомнить слова известной песни. Мы почти буквально следовали принципам.
Лет десять играл вместе со Стрельцовым за команду ветеранов СССР. По пять матчей кряду в неделю проводили, график жесткий, можно сказать, беспощадный. В плане здоровья. Нытья ни от кого не слышали. Терпели. Получали удовольствие от общения с местными поклонниками футбола, тамошними мастерами. Средняя Азия, Дальний Восток, многие регионы объездили с футбольными «концертами». С прекрасными людьми знакомились.
Стрельцов – не только национальный герой футбола, еще обожаемый простыми людьми мастер игры. Здесь колоссальная разница в восприятии болельщиками Эдика и нас, простых смертных, составлявших компанию гению.
РАССТАЛИСЬ НЕ ПО-ЛЮДСКИ Играли ветеранами в Казахстане. Там приезда Эдика ждали с особым нетерпением. Встретили восторженно. По окончании матча с тамошней командой, Стрельцова позвали пообщаться – персонально. Местные богатенькие дяди подарили ему роскошные золотые часы. Далеко не каждому из нас столь шикарные презенты адресовали.
Десять лет разницы между мной и Анатольичем. Домой к Эдику не ездил, за одним столом не сидели, семьями не дружили. Коммунисты воспитывали в духе уважения к старшим. Все-таки, дистанцию соблюдали, не фамильярничали. Лишь в редких случаях люди сходились ближе, общались за кромкой поля.
Собственно, такого общения вполне хватало, например, во время карьеры, когда мы со Стрельцовым играли в «Торпедо». Скажем, на базе в подмосковном Мячиково собирались. В паузах между тренировками, матчами компанией игроков смотрели любимые советские киноленты. Нередко сам Эдуард Анатольевич звал к себе на эти просмотры, был инициатором.
Пребывание в тюрьме? Значит, не сказалось оно, во всяком случае, слишком очевидно на способностях человека. Есть определение – самородок. Эдик – ярчайший пример.
Очень ярко заиграл после возвращения. Не могу объяснить природу феномена. Нет ответов на все вопросы. Может, банально, но Эдик уникальный футболист. Такие люди рождаются, судя по всему, раз в столетие. И не надо его ни с кем сравнивать. Видимо, он родился футболистом…
С Эдиком никто из игроков «Торпедо» не конфликтовал. Вот руководители клуба, полагаю, расстались с выдающимся мастером не по-людски. Вполне мог еще играть, приносить ощутимую пользу. Даже после травмы, полученной во время матча дубля с динамовцами. Стрельцова восстановили наши доктора.
Наверное, торпедовские боссы в паспорт смотрели. Ба, да Эдику 33! Пора, по их разумению, на пенсию. Распространенная в то время практика. Угодил под «каток» даже великий Стрельцов.
Думаю, тренеры команды, не в последнюю очередь, сыграли негативную роль. Молодые специалисты пришли на пост, еще недавно выступавшие за «Торпедо». Видимо, не хотели иметь рядом столь колоритного, уважаемого, любимого болельщиками, футболиста.
Конкурентом, угрозой их мнимому авторитету считали. В общем, «технично» убрали из команды. Примерно также от Валерия Ивановича Воронина избавились. Что не делает чести тогдашним торпедовским управленцам.
Потом Стрельцов искал работу после скоропалительного ухода из команды мастеров. Повторюсь, не по своей воле. Мальчишек из ДЮСШ «Торпедо» тренировал. Ездил по Союзу с командой ветеранов.
Но не такой доли для себя искал великий игрок. Все-таки, он видел себя в большом футболе. Может быть, на административной должности, или в качестве одного из наставников родного клуба. Увы, не судьба.
Кстати, из-под опеки Стрельцова вышли сильные ребята, позднее заигравшие в основе «Торпедо». Сергей Шустиков, к примеру, его ровесники. В то время они стали чемпионами Союза среди юношей. Тот же Игорь Чугайнов занимался у Эдика. Год огранкой футбольных талантов ведал Стрельцов. Затем организовали так называемую спецшколу, способные юноши Анатольича перешли туда.Эдуард Стрельцов