По оценкам налоговых экспертов, объем средств, которые не доплачиваются в бюджеты различных уровней с использованием схемы «вертолет», составляют порядка 300 млрд рублей в год. Об использовании схемы становится известно после того, как она рухнула. До поры это относится к так называемой латентной преступности – не выявленной госорганами. Единственный способ борьбы с ней – искоренение коррупции. О жесткой борьбе с латентной преступностью не раз заявляли Александр Бастрыкин и Юрий Чайка.
Столичные правоохранительные и контрольно-надзорные органы заинтересовались фактами незаконного получения компаниями банковских кредитов и уклонения от уплаты налогов по новой схеме. У борцов с коррупцией есть основания полагать, что в ней задействованы торговые и производственные фирмы, крупные кредитные организации, а также сотрудники налоговых органов.
Замкнутый круг
Суть раскрытой борцами с коррупцией схемы в следующем: некая компания, чаще всего это интернет-магазин, под залог товара, полученного от поставщика на реализацию, то есть не принадлежащего компании, на основании сфальсифицированной бухгалтерской отчетности получает кредит в банке. Затем с помощью фирм-однодневок компания уходит от уплаты налогов. Оплачиваются лишь минимальные суммы налогов и сборов, львиная же доля подлежащих налогообложению средств аккумулируется на счетах подконтрольных компаний. Одновременно с этим кредитные средства используются для выплаты взяток сотрудникам контрольно-надзорных органов, которые «не выявляют» недоимок. По оценкам экспертов, на взятки уходит примерно 30% средств, полученных при уходе от налогов, еще 10% от этих средств – на обслуживание полученных кредитов.
«Фишка» криминальной схемы в том, что доходы от каждого из двух преступлений – незаконного получения кредита и невыплаты налогов – используются для финансирования друг друга. Круг замыкается. При этом, пока компания обслуживает кредит, банк не будет проверять представленную при заключении кредитного договора отчетность, а кредитные средства могут позволять выплачивать взятки сотрудникам инспекции, проводящим проверку, что позволяет избежать доначислений и штрафов. К тому же налоговый период, единожды проверенный в ходе выездной проверки, не может быть проверен во второй раз, то есть после одной контролируемой «проверки» вторая невозможна, о чем прямо говорится в Налоговом кодексе. В правоохранительных и контрольно-надзорных органах эту схему называют «вертолет».
Надежные коррупционные связи
Похоже, что только на невыплате налогов и сборов за один год задействованное в «вертолете» ООО «Эдил-Импорт» (интернет-магазин «Холодильник.ру»), к примеру, могло «экономить» в среднем 1,5–2 млрд рублей в год. По состоянию на ноябрь 2017 года, размер доначислений при надлежащем расследовании для этой компании мог бы составить порядка 5 млрд рублей без учета пени и штрафов.
За последние 10 лет «Эдил-Импорт», по-видимому, «сэкономил» на налогах примерно 15 млрд рублей. Наш источник в правоохранительных органах считает, что такое может быть возможно благодаря надежным коррупционным связям в отделении №16 налоговой службы города Москвы. Похоже, что по результатам выездной налоговой проверки 16-й инспекцией, оконченной в августе 2017 года, была выявлена неуплата налогов и сборов «Эдил-Импортом» около 120 млн рублей, в то время как, по данным из других источников, размер доначислений за год мог бы составить более 400 миллионов. Видимо, инспекторы на месте решили «не заметить» остальных нарушений?
Схема «вертолет» – проявление той самой «системной коррупции», о которой говорил Дмитрий Анатольевич Медведев и с которой призывал бороться Владимир Владимирович Путин, – вписана в порядок работы и идеально его дополняет. С одной стороны, отделения налоговой службы действительно осуществляют проверки, с другой – информация о нарушениях, по-видимому, не уходит дальше проверяющей налоговой инспекции.
Скорее всего не без «вертолета», уверены эксперты, «Холодильник.ру» смог получить порядка 7% рынка бытовой техники, что неудивительно: объемы финансов, которые могли генерироваться схемой, позволили продавать товары по ценам ниже рынка, остальным участникам рынка такая конкуренция не по карману.
Как это работает
В апреле 2016 года «Эдил-Импорт» получил в Сбербанке кредит на сумму около 700 млн рублей. Анализ общедоступной информации о компании позволяет сделать вывод: кредитовать ее было нельзя – риск невозврата средств слишком высок. По данным системы «Спарк», фирма закредитована, ее чистая прибыль с 2011 года остается на стабильно низком уровне. Без привлечения дополнительных заемных средств расплатиться с долгами «Эдил-Импорт» не сможет. В залог банку компания скорее всего предоставила товары, полученные от поставщиков в качестве товарного кредита, то есть на реализацию. Невольными участниками схемы могли стать такие маститые игроки рынка бытовой техники, как Liebherr, Electrolux, Bosh, Philips, Samsung, белорусский производитель техники «Атлант» и даже один из крупнейших поставщиков бытовой техники – Торговый дом «Абсолют». Помимо товаров «Эдил-Импорт», похоже, заложил банку даже камеры видеонаблюдения, установленные в торговых залах, и системы кондиционирования воздуха.
Решение об открытии кредитной линии было принято сотрудниками Тверского отделения (г. Москва) Сбербанка. Чем они руководствовались, выдавая кредит фирме, не имеющей собственных средств и имущества? Предположений здесь может быть только два: либо «Эдил-Импорт» предоставил банку недостоверную информацию, что само по себе является уголовным преступлением, либо лица, одобрившие кредит, были в сговоре с «Эдил-Импортом».
Сомнений в этом не останется, если принять во внимание следующее обстоятельство: по условиям кредитного договора взаиморасчеты с контрагентами «Эдил-Импорт» должен вести через расчетный счет, открытый в банке. Могли ли сотрудники Тверского отделения Сбербанка «не увидеть», к примеру, подозрительные транзакции со счета «Эдил-Импорта» в адрес ООО «РА Сигнал» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, на счета которого ушло порядка 1,2 миллиарда? Ведь по закону операции на сумму 600 тыс. рублей и более, а равно аналог в валюте, в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию, являются объектом проверки, информация о них передается в организацию, возглавляемую Юрием Чиханчиным – Росфинмониторинг.
И, наконец, что касается «РА Сигнал», то в выписке из ЕГРЮЛ в отношении этой компании в графе «дополнительные сведения» указано, что они недостоверны, а генеральный директор фирмы занимает аналогичную должность еще в 11 компаниях. Очевидно, что 1,2 млрд рублей могли уйти в адрес сомнительной компании, по-видимому, явно используемой для незаконного обналичивания средств и иных противоправных действий.
Вместо послесловия
Но в истории с «Эдил-Импортом» у коррупционеров явно что-то пошло не так. Сбербанк в конце августа 2017 года проверил условия предоставления кредита этой компании. По итогам внутренней проверки, которую провело управление по работе с проблемными активами, банк потребовал у компании погасить кредит в срок до 4 октября, что, по нашей информации, и было сделано. Очень вероятно, что «Эдил-Импорт» и ее генеральный директор Валерий Ковалев внесены в черный список организаций и лиц, которым кредиты выдаваться не будут ни на каких условиях.
Отметим, что, по нашим сведениям, «Эдил-Импорту» в свое время удалось найти общий язык не только с сотрудниками Тверского отделения Сбербанка, но и с менеджерами других крупных кредитных организаций, таких как Промсвязьбанк, банк «Авангард», СМП Банк, Московский кредитный банк. Кредитовался «Холодильник.ру» и в банке «Открытие», оздоровлением которого сейчас занимаются ведомство Эльвиры Набиуллиной и АСВ. Совокупный размер задолженности «Эдил-Импорта» перед всеми банками составляет до 2 млрд рублей, при условии того, что последние несколько лет компания, согласно бухгалтерской отчетности, не показывает серьезной прибыли.
Единственным органом, который никоим образом пока себя не проявил, остается ведомство Александра Бортникова. О необходимости бороться с коррупцией в государственных органах заявляет и министр экономического развития РФ Максим Орешкин.